Секретные документы, выложенные в сеть WikiLeaks, привели к обнародованию «газовой войны» и, в частности, стало известно намерение итальянской нефтяной и газовой компании Eni и итальянского правительства участвовать вместе с Россией в реализации газопровода «Южный поток».
Согласно WikiLeaks, это решение было враждебно воспринято Европейским союзом и Соединенными Штатами, которые поддерживают «конкурирующий» проект газопровода Nabucco.
Нужно сразу сделать две оговорки: если Вашингтон может законно выдвигать свои возражения против инициативы строительства «Южного потока», который на его взгляд усилит энергетическую, а следовательно, и политическую зависимость Западной Европы от Кремля, не менее законно, что Италия имеет право избрать альтернативное решение, которое в наибольшей степени гарантирует соблюдение ее интересов.
Вторая оговорка заключается в том, что, по крайней мере, по этому частному вопросу WikiLeaks обнаружила уже хорошо известные вещи, широко обсуждавшиеся в национальной и международной печати. То, что Америке не нравится проект «Южный поток» уже год, как известно. Например, можно вспомнить о встрече Паоло Скарони, генерального директора итальянской нефтегазовой компании с высокими должностными лицами американской администрации, во время которой руководство Eni проиллюстрировало стратегию группы в Иране и в России.
Подытожим кратко основной вопрос. Газ, помимо того, что он нужен для обогрева домов, все чаще становится источником альтернативной нефти и углю, энергии. Этому способствуют две важных причины: его более низкая цена и значительно меньшие выбросы парникового газа.
В предвидении все большего использования метана было задумано строительство трех больших газопроводов для снабжения Европы: «Северного потока», единственого, который уже начали строить, Nabucco и «Южного потока», который находится в стадии разработки. Nabucco не должен проходить через территорию России, а должен пересекать территории Турции и Грузии, с которыми у США хорошие отношения. Месторождения газа находятся в Азербайджане, Туркмении и Казахстане, но не исключается возможность использования газопровода для снабжения иранским, египетским и иракским газом.
В геополитическом плане Nabucco обещает альтернативу снабжению российским газом и большую политическую независимость от России бывших советских республик, чьи территории он пересекает. «Южный поток» — это чисто итальянско-российское предприятие, в котором Eni и Газпром участвуют на равных. Речь идет о гигантском проекте, его реализация будет стоить от 20 до 25 миллиардов евро, 900 км газопровода будут проложены по дну Черного моря.Он нацелен на переброску огромных российских запасов метана непосредственно в Италию и в Австрию.
С промышленной точки зрения у «Южного потока» есть много преимущест перед Nabucco. Первый в нормальном режиме сможет транспортировать 60 миллиардов кубометров газа в год, второй — 30 миллиардов кубометров. Уже установлено, из каких месторождений будет передаваться газ по «Южному потоку», чего нельзя сказать о Nabucco. Гипотеза использования иранского газа может только усилить сомнения, о которых заявил несколько месяцев назад один из руководителей Газпрома, по мнению которого, поток газа через Nabucco никогда не сможет достичь намеченной мощности. Конечно, это мнение заинтересованного лица, но в то же время и эксперта в данной области.
Что касается итальянской системы, преимущество при сравнении двух проектов еще более склоняется в сторону строительства «Южного потока». Его реализация будет прежде всего осуществляться итальянскими предприятиями, которые являются мировыми лидерами в этой области. Достаточно заметить, что компания Saipem (часть Eni) строит участок «Северного потока», который пересекает Балтийское море. Кроме того, Италии причитается гораздо больший кусок пирога по сравнению с тем, который она получила бы, став участницей проекта Nabucco (60 миллиардов кубометров газа в год против 30 миллиардов).
Что касается политического равновесия, вопрос становится менее щекотливым, если принять во внимание, что французская компания Edf хочет стать участницей проекта и получить в нем долю в 10-15% , возможно, за счет того, что Eni уменьшит свои капиталовложения. Говорят, что в будущем немецкая компания E.On тоже войдет в этот проект. В конце концов, оговорки Брюсселя можно воспринимать с некоторой долей скептицизма: почему собственно строительство «Северного потока» воспринимается положительно, а «Южного потока» отрицательно? По газопроводу, который пересечет Балтийское море, тоже потечет российский газ, а Польша и Украина, которые кстати протестовали против его строительства, лишатся рычагов давления при переговорах с Москвой в вопросе снабжения Запада метаном.
Возвращаясь к вопросу о внутренней политике, «Южный поток» — положительный пример преемственности стратегии международного сотрудничества при смене правительств в Италии. Вспомним, что первым поставил свою подпись под проектом в 2007 году Пьерлуиджи Берсани, когда был министром экономического развития в последнем правительстве Проди. Теперешнее правительство также поддержало Eni в продвижении этого проекта.
Если хорошенько подумать, «Южный поток» должен многим в Италии прийтись по душе: его не только поддерживает правительство, но он нравится и левым партиям, поскольку усиливает независимость страны от Америки, является источником энергии, в меньшей степени загрязняющим окружающую среду, благодаря большему предложению газа на рынке позволяет снизить тарифы на обогрев и электричество. Если в чем и состоит скандал в результате обнародования материалов WikiLeaks, попавших в сеть, то, конечно, он ни в коей мере не касается строительства «Южного потока».
Источник: Эрнесто Минго, «LOccidentale», Италия
Комментарии