Позиции Азербайджана в процессе переговоров по карабахской проблеме усиливаются, однако перспективы возобновления военных действий сводятся к нулю.
Реализация проекта «Nabucco» отдаляет Армению от Европы и своего стратегического партнера России.
Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил на пресс-конференции в Ереване 18 января доктор политологии Левон Ширинян. Как он отметил, из мифического проекта «Набукко» сегодня воплощается в реальность, что для Армении не обещает ничего хорошего.
«Мы все более отдаляемся от Европы и нашего ближайшего стратегического партнера России. Политический курс к Европе, который взяла сегодня Армения, должен быть пересмотрен, мы должны предпринимать новые шаги, задуматься над своими планами», — считет Ширинян.
Европа, по его мнению, не только является родиной демократии, как ее часто рассматривают, но и балансирующим фактором мировых сил, который решает собственные экономические, энергетические проблемы за счет политических реалий. В то же время, по словам эксперта, несмотря на тот факт, что страна не имеет нефтяных или газовых ресурсов, она выполняет контролирующую роль в регионе благодаря своему географическому положению. Ширинян считает, что в конечном счете для претворения в жизнь «Nabucco» все же потребуются ресурсы Ирана, и «если Европа хочет обеспечит свою энергетическую безопасность, то должна помириться с ней».
Ереван же должен пересмотреть свою внешнюю политику и направить ее в сторону Ирана и юго-восточной Азии. «Мы живем в регионе, который находится в центре большой геополитической игры, где сталкиваются интересы сверхдержав, и мы должны действовать в соответствии с этими реалиями», — уверен Ширинян.
Политолог Нарек Галстян, также участвующий в пресс-конференции, согласился с мнением, что Европа ставит свои энергетические интересы выше демократических норм. «На Южном Kавказе Европейский союз руководствуется принципом «real politic». Возможно, внутри ЕС гуманистические ценности и являются приоритетными, но в нашем регионе на первое место выносится энергетический фактор, а остальные принципы — права человека, свобода СМИ, являются лишь второстепенными», — считает он.
Эксперт не рассматривает «Nabucco» как проект, конкурирующий с российским «Южным потоком», поскольку они не соразмерны по своим масштабам и значению. «В энергетической политике Евросоюза российский вектор все равно остается. Европа имеет огромную тенденцию по увеличению энергетической зависимости, и первоочередной задачей является присвоение запасов углеводорода в Центральной Азии», — отметил Галстян.
Говоря о влиянии проекта «Nabucco» на существующие в регионе конфликты, Галстян заметил, что, возможно, таким образом позиции Азербайджана в процессе переговоров по карабахской проблеме усиливаются, однако перспективы возобновления военных действий сводятся к нулю.
«Ес делает инвестиции, и не допустит дестабилизации в регионе», — уверен он.
Напомним, что на прошедшей неделе в рамках визита главы Еврокомиссии в Баку, президент Азербайджана Ильхам Алиев и председатель ЕК Жозе Мануэль Баррозу подписали «Совместную декларацию о Южном газовом коридоре». Отметим, что входящий в проект «Южный коридор» газопровод NABUCCO стоимостью 7,9 млрд евро предполагает поставку газа из Каспийского региона в страны ЕС. Участниками проекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Каждый из участников обладает равными долями — по 16,67%. 30% инвестируют акционеры Nabucco Gas Pipeline International на основе долевого участия, оставшиеся 70% будут получены за счет кредитов. В качестве главных поставщиков газа по этому трубопроводу рассматриваются Азербайджан и Ирак.
Источник: ИА REGNUM
Комментарии