Завершившееся 15 января голосование в Южном Судане, в ходе референдума по самоопределению неизбежно приведет к созданию нового государства. Вопрос заключается лишь в том, по какому сценарию будет проходить разделение Судана. В любом случае, этот процесс будет являть собой поворотный момент для Африки — пересмотр постколониальных границ, являвшихся одним из ключевых элементов обеспечивавших мир и стабильность на континенте.
После более чем 30 лет гражданской войны в этом богатом нефтью и другими природными ресурсами регионе, африканским племенам Южного Судана удалось реализовать амбиции, которые стояли еще за Аддис-Абебским соглашением 1972 г., в результате которого регион получил статус автономии. С тех пор центральному правительству в Хартуме не удалось выработать национальную и экономическую политику, объединяющую различные этнические группы этой самой крупной африканской страны и, прежде всего арабский север и африканский юг. Борьба юга за культурную и политическую самостоятельность и ресурсы в результате последнего эпизода гражданской войны в 1983-2005 гг. окончилась подписанием всеобъемлющего мирного соглашения 2005 г. и предусмотренным в соглашении референдумом о самоопределении. Однако те же факторы, которые обусловили неудачу соглашения, подписанного в 1972 г. в Аддис-Абебе продолжают действовать и сейчас. Ситуация еще более осложнилась в результате активного вмешательства глобальных игроков и обострения внутренних межплеменных противоречий в Южном Судане за последние 5 лет.
Стратегические и экономические факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ситуации в Судане просты: в пограничных районах, расположенных между севером и югом (Абие, Юнити, Верхний Нил) находится основная часть нефтяных месторождений Судана (6,7 млрд. баррелей доказанных запасов), обеспечивающих приблизительно 85% добычи (450-480 тыс. баррелей в день).
Большая часть месторождений, включая те лицензионные участки, добыча на которых еще не началась, окажутся на территории Южного Судана после провозглашения им независимости. В то же время, единственной транспортный коридор для экспорта нефти (ведущий в Порт Судан на Красном Море) проходит через северную часть страны. Учитывая, что около 98% доходов Южного Судана формируется за счет экспорта нефти, Север и Юг с высокой степенью вероятности должны будут найти компромиссное решение политических вопросов, по крайней мере, на последующие 2-3 года, чтобы обеспечить бесперебойные поставки.
Это особенно важно для Китая, который закупает более 40% суданской нефти (6% от всего импорта нефти Китаем). Китайская компания CNPC владеет также 40% в основных нефтедобывающих консорциумах в Судане. Активная политика США в регионе, по-видимому, направлена на обеспечение доступа международным нефтяным корпорациям в Южный Судан, а также на сдерживание растущего глобального влияния Китая путем увеличения степени контроля над источниками нефтеэкспорта на Африканском континенте. Для этого применяется весь спектр инструментов внешней политики, начиная с создания объединенного военного командования по Африке (AFRICOM) в 2007 г. (когда экспорт Китаем нефти из Судана резко вырос) и кончая экономической и гуманитарной поддержкой, а также помощью в создании государственных институтов, вплоть до назначения советников при губернаторах штатов в Южном Судане. Сложная политика выстраивается США также и по отношению к Хартуму. Мощнейшее давление в связи ситуацией в Дарфуре, для которой отделение Южного Судана послужит прецедентом для поиска аналогичных решений, совмещается с использованием режима аль-Башира в борьбе с терроризмом.
На основе политики невмешательства во внутренние дела, которой последовательно придерживается Китай, в том числе и в отношениях с Суданом, Пекину удалось выстроить позитивные отношения, как с Севером, так и с Югом страны. В свою очередь правительство президента Салвы Киира в Джубе также эффективно поддерживало взаимодействие с китайскими лидерами, уравновешивая их визитами в Вашингтон. Такая политика являлась лишь реакцией на ощущение недостаточности поддержки из Пекина, обусловленной китайской стратегией невмешательства и восприятием американской стратегии активного влияния, как чрезмерно напористой и, связанной с необходимостью выполнения многочисленных условий.
По материалам:Антон Иванов REGNUM
Комментарии