Ровно год тому назад азербайджанский иранист и политолог Гамид Херисчи в интервью изданию ИА REGNUM озвучил идею о создании геополитический «дуги Хаусхофера». Идея не нова. Еще в 1930-е годы немецкий ученый и дипломат Карл Хаусхофер предложил создать Германии, Италии, СССР и Японии такую дугу, которая бы через Россию, Азербайджан и Иран разделила Евразию от Ледовитого океана до Персидского залива.
Советский Союз в тот период отказался присоединяться к этой дуге, и отдал предпочтение евроатлантической идее, что, по мнению Херисчи, и привело ко Второй мировой войне. Таким образом, дескать, евроазиатство проиграло евроатлантизму. Сегодня, якобы, в мире складывается аналогичная ситуация, и создание политической дуги Россия-Азербайджан-Иран «значительно изменит направление топливно-энергетических магистралей на континенте и расклад сил».
Вряд ли ученый говорил от своего имени, скорее – «по поручению». Несколькими месяцами ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе первого официального визита в Швецию заявил, что Азербайджан готов обеспечить страны Европы энергетическими ресурсами «в возможно короткие сроки». По его словам, взаимный интерес заключается в том, чтобы построить новый транспортный канал для поставки энергоносителей – «Южный коридор». Этот вариант газового транзита предполагает поставку углеводородов из Прикаспийского региона и Средней Азии в ЕС в обход территории России. Азербайджанский лидер особо подчеркнул, что речь идет об обоюдовыгодном плане, реализация которого позволит европейским странам получить новые источники энергоресурсов, а его республике — обеспечить доступ на европейский рынок, диверсифицировав направления экспорта, «чтобы полностью реализовать свой огромный энергетический потенциал».
Насчет «огромного потенциала» Алиев преувеличил, и понятно почему: он в очередной раз пытался сыграть в свою пользу на противоречиях между Западом и Россией в вопросах поставок энергоносителей.
Однако Европа не проявила тогда видимого интереса к заявлению азербайджанского президента, и высказывания Гамида Харисчи можно расценить как попытку подтолкнуть к выгодным для Азербайджана действиям Евросоюз и Россию. Именно в этом смысле его интервью заинтересовало экспертное сообщество. В России к «дуге Хаусхофера» отнеслись скептически, в Азербайджане некоторые эксперты идею даже высмеяли. Но таковы нехитрые правила любой пиар-кампании: ради пользы дела даже самый невероятный мессидж может быть вброшен в информпространство. И, как показывают сегодняшние события, услышан теми, кому, в первую очередь, и адресован. А уж он-то, «адресат», сумеет отделить «зерна от плевел». А не сумеет – его беда. Европа промолчала по причине того, что ее занимали более практические проблемы, тоже непосредственно связанные с поставками углеводородов из среднеазиатского региона.
В Брюсселе тогда уже работала комиссия ЕС по созданию корпорации, которая будет закупать туркменский газ. Вице-премьер туркменского правительства Баймурад Ходжамухамедов, курирующий вопросы ТЭК, заявил, что его страна готова к поставкам в Европу 40 млрд. кубометров газа в год. И, действительно, Туркмения на собственные средства начала строительство газопровода «Восток-Запад» мощностью 30 млрд. кубометров для доставки газа к побережью Каспия. Далее, в соответствии с планами ЕС и США, этот газ должен быть переправлен по дну Каспийского моря — через предполагаемый Транскаспийский газопровод к действующему газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум, став ключевым источником для газопровода NABUCCO. Но прокладке трубы по дну Каспия препятствует проблема правового статуса моря и разграничения его дна. Судя по заявлению туркменского лидера, Транскаспийский газопровод может быть построен при согласии его страны и Азербайджана, без учета газовых интересов России, Ирана и Казахстана. Переговоры между Баку и Ашхабадом ведутся при посредничестве Брюсселя и продвигаются более-менее успешно.
13 января в Баку президент Азербайджана Ильхам Алиев и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу подписали совместную декларацию. Азербайджан обязуется поставлять Европейскому союзу значительные объемы газа на долгосрочной основе. Совместная декларация устанавливает общую цель: Азербайджан обеспечит газом «Южный коридор», а вместе с ЕС — инфраструктуру поставок газа в Европу. Заметим, речь идет уже не о конкретном газопроводе, а о некоем «Южном коридоре», название которого задолго до этого уже прозвучало из уст г-на Алиева. Можно подумать, без согласования в соответствующих «инстанциях» азербайджанский лидер осмелился бы самостоятельно замахнуться на столь глобальный проект, который, как выяснилось, включает в себя ряд системных проектов газопроводов: «Набукко» (Азербайджан-Турция-Австрия), ITGI (Турция — Греция — Италия), «White Stream» (по дну Чёрного моря из Батуми на Украину) и TAP (Трансадриатический газопровод). По «Набукко», отметим, был подписан отдельный документ, которым декларируется политическая поддержка этого проекта с прицелом на строительство транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном. Такая «перемычка» позволит Европе в обозримом будущем ежегодно получать из каспийского бассейна более 30 млрд. куб. м газа.
Естественно, что после визита в Баку председатель Еврокомиссии Баррозу немедленно совершил вояж в Ашхабад. Здесь он призвал Туркмению поторопиться с попытками (!) начать поставки природного газа в Европу. Там, мол, полагают, что регион сильно зависим от российского газа. Президент Туркмении не подтвердил и не опроверг этот тезис, но сообщил, что Ашхабад ищет возможности увеличить поставки газа для европейских потребителей. Тем не менее, говорить о серьезной диверсификации маршрутов поставок энергоресурсов из Средней Азии в Европу не приходится: все «трубы», так или иначе, идут от Каспия. Самих труб, правда, еще нет, и неизвестно, когда они здесь появятся. Кстати, договоренности между Туркменией и Азербайджаном о транспортировке газа в Европу тоже не достигнуто. И когда такая договоренность будет – одному Аллаху ведомо. Так о чем, собственно, столь громко шумят высокие договаривающиеся стороны?
Да, в общем-то, ни о чем пока ощутимо конкретном. Потому более интересен вопрос: почему шумят?
Ключ к пониманию происходящего кроется в словах заявлений и деклараций: «в обход России». Предупреждают сурово, видите ли, что объемы поставок российского газа будут сокращаться, а в ближайшем будущем от них и отказаться могут.
Хотят, припугнув валютными потерями, сделать Россию ручной и покладистой. Думается, времена такой, ельцинской, России, когда она вроде пуганой вороны каждого западного «куста» боялась, минули. Европа уже сейчас импортирует 25% газа из России от всех потребляемых объемов, а по прогнозам Международного энергетического агентства, к 2020 г. эта цифра увеличится до 33-34%., и в ближайшие 10 лет «Газпрому» на европейском рынке ничего не грозит. Кроме того, по оценкам независимого азербайджанского эксперта, кандидата технических наук Чингиза Велиева, среднеазиатским республикам в ближайшие два года необходимо еще заполнить газом трубопровод, идущий в Китай. А что касается «огромных запасов» конкретно Азербайджана, то здесь имеет место не объясняемый современной наукой феномен — не теряется буквально ни капли из разведанных запасов углеводородов, но до сих пор увеличение запасов углеводородного сырья Азербайджана реально почему-то происходило не через открытие новых месторождений, а с помощью новой интерпретации старых резервов. Проще говоря, блефует Азербайджан, спекулируя на болезненной для мира проблематике. Но разве для кого-то ныне секрет, что углеводороды давно стали мощным инструментом внешней политики?
Видимо, в расчете ну на очень наивных людей президент Туркмении Бердымухамедов на встрече с представителями средств массовой информации подчеркивал принципиальную позицию своей страны: не допускать политизации чисто экономических проектов. Вместе с тем призвал российские компании принять участие в прокладке подводных трубопроводных систем на Каспийском море. Не означает ли это, что туркменский лидер предлагает россиянам поработать совместно на благо Европы и своими, так сказать, руками вырыть себе экономическую яму? Ведь г-н Бердымухамедов подтверждает также нацеленность Туркмении как крупнейшего производителя нефти и газа на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики с различными государствами мира, в том числе и со странами Европейского Союза, демонстрируя удивительно широкую разновекторность: «Необходимо отметить перспективность партнерства в газовой сфере, так как сегодня Туркмения на практике реализует политику создания многовариантной трубопроводной инфраструктуры». И это так. За последние два года были сданы в эксплуатацию газопровод Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай и новый газопровод Туркмения-Иран. Идет активная работа по реализации проекта строительства газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Теперь у Туркменистана реально может появиться еще и европейский сектор газа.
В свою очередь, Россия, заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, рассматривает Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) как ключевой рынок для перераспределения источников экспортной выручки. А недавно крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» и британский гигант ВР (БиПи) объявили о создании «глобального стратегического альянса», основанного на взаимном владении акциями, и создании совместного предприятия для геологоразведки в Карском море. Стороны также намерены продолжить совместное изучение российской части Арктики с целью оценки запасов углеводородов в районах, расположенных за пределами южной части Карского моря. Кроме того, партнеры готовы рассмотреть возможности расширения международного сотрудничества в дополнение к уже существующему паритетному партнерству в рамках германского нефтеперерабатывающего СП Ruhr Oel GmbH. Но главное, ВР и «Роснефть» создадут в России Центр арктических технологий, который будет заниматься разработкой и внедрением технологий и инженерных решений по безопасному освоению углеводородных ресурсов Арктики. Таким образом, Россия открыто задекларировала свои планы по добыче углеводородов на принадлежащей ей части Ледовитого океана, чем одновременно резко отрезала гипотетический северный участок от «дуги Хаусхофера». Однако к идее, озвученной Гамидом Харисчи, следует отнестись серьезно.
Россия, заметьте, из этого проекта предусмотрительно не выбрасывается. Тем самым ее присутствие в Средней Азии стараются сделать ограниченным, а участие в «дуге» — регулируемым извне. Вместо Ирана в проекте появился Туркменистан с действительно огромными запасами углеводородов. Азербайджан по-прежнему остается центром пересечения среднеазиатских энергопотоков. Итак, на «великой шахматной доске» реанимируется «дуга Хаусхофера», правда, с учетом реалий современного мироустройства в модифицированном варианте.
Одна существенная деталь: Карл Хаусхофер в качестве врага рассматривал атлантические державы – США и Англию. Есть и другие принципиальные отличия от первоначальной идеи, но цель неизменна: разрезать Россию пополам.
Только уже не поперек по оси Север-Юг, а вдоль южного «подбрюшья», включая и Черноморский бассейн, и неспокойный Кавказ, и далее, вплоть до Приморья. Европе на начальном этапе этой хорошо забытой, а потому новой геополитической игры отведена роль модератора американских идей, а реальные плоды намерены пожинать, как всегда, США. Удивительно, но американская евразийская геополитика во многом явилась продолжением дискредитированной немецкой геополитической мысли, и многое же из намеченного вождями Третьего рейха на практике осуществили США. «Дуга Хаусхофера» из того же разряда глобалистских идей. Что, да здравствует теперь «большой друг американского народа» Хаусхофер?!
Источник: Столетие
Комментарии