В какую сторону будет течь газ в украинских транзитных трубах после интеграции ГТС Украины в европейскую газотранспортную сеть?
Итоги турне президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и комиссара ЕС по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера в Азербайджан и Туркмению оказались крайне неутешительными для Украины. Вернувшись в Брюссель, Оттингер выступил с достаточно откровенным заявлением, чем вызвал панику в украинском правительстве. В частности, энергокомиссар заявил, что Евросоюз считает бессмысленным вкладывать деньги в модернизацию газотранспортной системы (ГТС) Украины. По его словам, модернизация ГТС не имеет смысла, если в ней нет газа. «Газ поступает из России и есть два проекта — «Северный поток» и «Южный поток» — это трубопроводы, которые будут проложены в обход Украины. Поэтому Россия может поставлять газ без помощи Украины или Белоруссии», — заявил Оттингер. В данном контексте Оттингер посоветовал властям Украины убедить Москву отказаться от строительства «Южного потока» и финансировать модернизацию украинской ГТС.
Реакция Киева на апокалиптические прогнозы Оттингера поступила немедленно. В частности, премьер-министр Украины Николай Азаров обрушился с обвинениями в адрес Москвы. По его словам, в контексте транзитного потенциала, как правило, Украина воспринимается только как транзитер энергоресурсов. «Но мы все знаем, что эта позиция уязвима в связи с новой политикой России», — отметил Азаров, видимо, подразумевая строительство обходных газопроводов. По его словам, модернизация украинской газотранспортной системы имеет перспективу только при участии России и Европейского Союза. «Мы прекрасно понимаем, что без согласия российской стороны, без участия ЕС, вопрос модернизации нашей газотранспортной системы, ее существование не имеет перспективы», — подчеркнул он.
ИА REGNUM уже неоднократно обращало внимание на тот факт, что украинские и европейские чиновники, комментируя проблематику украинской ГТС, тщательно обходят стороной перспективное влияние на украинский транзитный потенциал проектируемого газопровода NABUCCO. Между тем, этот проект по своей логике и с точки зрения украинских интересов повторяет предназначение «Южного потока» — обход украинской ГТС. Подписав в Баку совместную декларацию о создании так называемого «Южного коридора» (в рамки которой и входит NABUCCO), а после этого заручившись в Ашхабаде соответствующими гарантиями президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, Оттингер заявил о нецелесообразности инвестирования в ГТС Украины. При этом он акцентировал внимание Киева на том, что стратегическому потенциалу ГТС, а значит и ее шансам быть модернизированной, угрожает не NABUCCO, продвигаемый лично им, а конкурирующий с NABUCCO «Южный поток». То есть налицо плохо скрытая попытка европейского чиновника использовать украинский фактор в конкурентной борьбе ЕС против российского проекта. В условиях, когда предстоящий запуск «Северного потока», который обходит Украину и Белоруссию по Балтийскому морю (Белоруссию обойдёт и нефтепровод БТС-2, который в 2011 году достигнет российского порта на Балтике — Усть-Луга), не представляет сомнений, для Киева обходная комбинация проектов «Северный поток» — «Южный поток» либо «Северный поток» — NABUCCO — мало что меняет.
Это очевидным образом исходит из расчетов самого Оттингера, который не преминул заметить, что суммарная мощность газопровода «Северный поток» (пропускной способностью 55 млрд. кубометров) и проектируемого газопровода «Южный поток» (63 млрд. кубометров) составляет 118 млрд. кубометров. Сейчас Россия экспортирует на европейский рынок 120 млрд. кубометров газа, то есть в случае реализации этих двух проектов Россия может поставлять газ в Европу без помощи Украины или Белоруссии, — пояснил европейский комиссар. Между тем проектная мощность NABUCCO составляет 32 млрд. кубометров газа в год, то есть в сумме с «Северным потоком» получается $87 млрд. Сложно представить, что ради объема, который останется на долю Украины и Белоруссии, ЕС согласится инвестировать в ГТС Украины более $2 млрд.
Так или иначе, NABUCCO в комбинации с «Северным потоком» ставит под угрозу стратегические позиции ГТС Украины, позволяющее Киеву участвовать в энергетической политике России и ЕС. И именно неадекватно активная, а порой и просто авантюрная эксплуатация этого транзитно-политического капитала украинской стороной в период правления дуэта Ющенко-Тимошенко привела к таким печальным последствиям. Отчаянная и беспардонная — иначе не скажешь перед лицом показного исторического российско-украинского примирения образца 2010 года — травля, психическая атака, которой последовательно, в течение всего 2010 года подвергали Янукович, премьер Азаров и министр ТЭК Украины Бойко и недостаточно низкие цены на российский газ, и «слишком дорогой для России» «Южный поток» — стали лишь вторым актом, начатой Ющенко борьбы против транзитного капитала Украины. И последнее. Для Украины наступает этап расплаты за непомерные геополитические амбиции и геополитическую манию величия, которую так цинично эксплуатировали то Бжезинский, противопоставив её России, то Европейская Комиссия, допустив Украину присоединиться к Энергетической хартии ЕС, после чего министр Бойко уже почти угрожал России «общеевропейским» энерготранзитным диктатом.
Примечательно, что 26 января начался официальный визит в Киев Реджепа Тайипа Эрдогана, премьер-министра Турции — страны, которая, наряду с Азербайджаном и Грузией, вытягивающими на себя туркменский газ в обход РФ через Каспийское море, является основным конкурентом (союзной им по ГУАМ) Украины на рынке газового транзита. Более того, Турция является участницей сразу двух конкурирующих проектов — NABUCCO и «Южного потока». Ведь именно поддержка обоих проектов со стороны Анкары делает возможной их реализацию, обеспечивая транзитный коридор через Черное море.
В Киеве этот очевидный факт жесточайшей конкуренции и очевидной угрозы стараются не замечать. Незадолго до этого визита украинские политики выступили с реверансами в адрес Турции. В частности, глава Верховной рады Владимир Литвин заявил, что «Европа не может быть целостной, не может быть глобальным игроком, пока в Европейское содружество не будут входить Украина и Турция». Он же отметил: «между нашими странами есть много общего и прежде всего — Черное море, которое мы делим (однако Черное море делят также Грузия, Болгария, Румыния, Россия и Абхазия — ИА REGNUM)«. Литвин считает, что Украина и Турция являются важными странами Черноморского региона со многих точек зрения. «Черное море не разделяет наши страны, а объединяет, и от Украины и Турции зависит, будет ли это море «европейским озером», — ответил на это Литвин.
В свою очередь, премьер-министр Азаров, прекрасно осведомленный об успехах «обходной дипломатии» Баррозу-Оттингера в Баку и Ашхабаде, обозначает следующий приоритет: «Нашей ключевой целью является интеграция транспортной сети Украины в европейскую…». Таким образом, украинская сторона полагает, что РФ согласится модернизировать украинскую ГТС, которая далее интегрируется в европейскую сеть, растеряв свои конкурентные преимущества перед турецким транзитным направлением. А если вспомнить, что целью программы ЕС «Восточное партнёрство», в которую вошла Украина, также является демонополизация, интеграция энерготранзитных сетей стран-участников и подчинение их ЕС, то можно сказать, что Украина Януковича-Азарова прямо поставила своей целью расчленить и отдать свою ГТС в чужие европейские руки, непосредственно перед этим заставив Россию раскошелиться на её модернизацию и попутные «административные издержки».
Между тем, позиция российской стороны в комплексе вопросов, связанных с потенциалом и модернизацией украинской ГТС, была неоднократно озвучена на самом высшем уровне. В частности, еще в мае 2010 года российский премьер Владимир Путин предложил объединить газовые монополии двух стран,- «Газпром» и «Нафтогаз Украины«. Адекватного ответа на это предложение Киев так и не дал. Видя несговорчивость Киева, Москва развила идею, предложив создать СП на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений «Газпрома» на Ямале и в Астрахани. Однако и это не помогло Украине определиться… Правительство Януковича предпочитает продолжать борьбу с «Южным потоком», не замечать NABUCCO и наращивать долговой мешок «Нафтогаза». В перспективе такая политика может действительно привести к «долговой интеграции» украинской ГТС в европейскую сеть, однако на повестке дня станет другой вопрос — в какую сторону будет течь газ в украинских транзитных трубах — из России в Европу через Украину, или из России на Украину…. — через Европу?
Источник: REGNUM
Комментарии