Карта с сайта ИноСМИ
Транснациональные нефтяные концерны намерены бурить скважины в Арктике и рассчитывают при этом на миллиардные сделки. Однако добыча сырья может оказаться дороже, чем предполагалось. Согласно полученной Spiegel-Online информации, об этом свидетельствуют результаты работы американских геологов.
Два полных провала и остановленная попытка бурения – более чем скромный результат. Когда шотландский концерн Cairn Energy в октябре прошлого года опубликовал предварительные результаты поиска нефти в районе Гренландии, курс акций этой фирмы за один день упал на семь процентов. В результатах не было и намека на успех. Наоборот – теперь нужно будет списать расходы на сумму 180 миллионов евро, сообщили представители компании Cairn.
Тем не менее Арктика как ни один другой регион мира с большой силой притягивает к себе нефтяные и газовые компании. Они рассчитывают обнаружить большие неразведанные месторождения в этом пока еще столь труднодоступном регионе, находящемся вдалеке от политической нестабильности, характерной для других территорий. Природные ресурсы на Северном полюсе – такова тема конференции «Arctic Frontiers» (англ.: «Рубежи Арктики» — прим. перев.), которая в понедельник начала свою работу в норвежском городе Тромсе. Для участия в ее работе приглашены около 1000 человек, которым пришлось для этого проделать немалый путь уже за Полярным кругом.
С особым интересом на прошлой неделе эксперты следили за попыткой бурения, предпринятой компанией Cairn у берегов Гренландии. Такого рода работы проводились впервые после большого перерыва, но теперь поиски нефти в этом суровом регионе возобновились. В знак протеста защитники окружающей среды быстро отреагировали и провели шумную акцию, направленную против проведения пробного бурения. Но, возможно, в ближайшем будущем не активисты-экологи будут самыми решительными критиками добычи нефти в Арктическом регионе, а контролеры из центральных офисов нефтяных концернов.
Дело в том, что скоро людям, принимающим решения, станет ясно, насколько дорогим и сложным является бурение в арктическом регионе. Особенно впечатляюще это изложено в пока еще не опубликованных промежуточных результатах исследований Геологической службы США (USGS), которые имеются в распоряжении Spiegel Online. Они относятся к северо-восточному району Гренландии, который до последнего времени считался наиболее интересным с точки зрения проведения нефтеразведки. Специалисты из группы Дона Готье (Don Gautier), работающие в USGS, теперь подсчитали, во что, на самом деле, обойдется поиск нефти в районе «East Greenland Rift Basins» (англ.: Рифтовые бассейны восточной Гренландии – прим. перев.).
На основе имевшихся ранее расчетов, ученые исходили из того, что в этом районе должно находиться примерно 7,5 миллиарда баррелей или 1,2 триллиона литров нефти. Однако эти данные оговорены некоторыми условиями. Статистика свидетельствует о том, что шансы найти нефть в этих широтах и перспектива полного провала примерно равны. Тем не менее геологические условия региона в принципе представляют интерес – ведь на другой стороне Гренландского моря, у западных берегов Норвегии, имеются привлекательные месторождения. Они уже в течение десятилетий обеспечивают правительству в Осло многомиллиардные доходы. Поэтому Гренландия рассчитывает по крайней мере в среднесрочной перспективе на такое же бурное развитие.
Однако извлекаемые запасы в этом регионе, согласно последним данным, могут оказаться значительно меньше, чем предполагалось ранее и о чем свидетельствовали статистические выкладки. По данным исследователей из USGS, при установленной стоимости добычи в 100 долларов за баррель в северо-восточной части Гренландии можно будет добыть только 2,5 миллиарда баррелей нефти, и при этом еще нужно учитывать, что вероятность существования месторождений составляет 50%.
Для того, чтобы дойти до других месторождений, компании должны иметь в своем распоряжении большое количество средств. Но даже при утопической цене в 300 долларов за баррель и при той же степени вероятности можно рассчитывать на добычу только 4,1 миллиарда баррелей. «И вы еще не заплатили ни цента налогов и не получили никакой прибыли», — подчеркивает эксперт Готье.
Канадские концерны уже в 70-х годах были разочарованы
Эти данные являются результатом статистических исследований, и к ним нужно относится с определенной долей осторожности. Однако тенденция очевидна: только небольшую часть той нефти, которая предположительно находится в Арктике, можно добывать с экономически разумными затратами. Такого рода опыт уже получили канадские концерны. После принятия в 70-х годах масштабных геологоразведочных программ они прекратили даже казавшееся перспективным пробное бурение, так как добыча оказалась бы слишком дорогой.
К этому нужно добавить опасность нанесения ущерба окружающей среде. «Что касается Арктики, то очевидно, что пока не существует ни технологий, ни возможностей реагировать в случае аварии на буровых платформах», — с сожалением отмечает Александр Шестаков – руководитель арктической программы организации WWF. «Такого мнения придерживается не одна природоохранная организация — это признанный факт», — отметил он. Норвежские активисты-экологи из природоохранного объединения Bellona предупреждают, ссылаясь на скандал с платформой Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, о возможности «нефтяного Чернобыля». И Европарламент в недавно принятой резолюции призвал арктические государства к тому, чтобы они особенно внимательно следили за работой нефтяных компаний в северных широтах.
И тем не менее нефтяные концерны настойчиво стремятся попасть в Арктику. Это связано с тем, что крупные фирмы испытывают сложности с получением в свое распоряжение нефтяных месторождений в других частях мира. Дело в том, что их хотят разрабатывать такие национальные нефтяные компании как, например, PDVSA в Венесуэле.
Как раз недавно британский нефтяной гигант BP и российских нефтяной концерн «Роснефть» образовали арктический альянс. Созданное ими совместное предприятие должно уже в ближайшее время начать поиск представляющих интерес месторождений у берегов Сибири. Роснефть на прошлой неделе объявила о том, что первые пробные бурения в Приновоземельском районе, площадь которого составляет 125 000 квадратных километров, могут начаться через четыре года. Сотрудничество Роснефти и BP возможно также и в других частях российской Арктики.
Представители Greenpeace возмущенно заявили о том, что BP должна быть последней в списке компанией, которым можно было бы разрешить работать в Арктике. Пока, по мнению этой экологической организации, BP не смогла доказать, что она извлекла уроки после катастрофы на платформе Deepwater Horizon. Защитники окружающей среды считают, что в Арктике лучше вообще не заниматься добычей нефти.
Суровые природные условия
Проблема весьма конкретна: Карское море от семи до восьми месяцев в году покрыто льдом. На северо-востоке Гренландии ситуация похожая. Технического оборудования для добычи нефти, которое могло бы продолжительное время использоваться в таких условиях, у нефтяных гигантов часто вообще нет. И никто не знает, что нужно будет делать, если произойдет авария. Такого рода ноу-хау пока обладает в лучшем случае Норвегия. Технологический концерн Sintef имеет специальную лабораторию на арктическом острове Шпицберген. Роснефть и BP собираются открыть исследовательский центр в Санкт-Петербурге, который будет заниматься прежде всего технологиями добычи нефти.
Несмотря на все имеющиеся вызовы, разработка арктических месторождений привлекательна не столько для компаний, сколько для государств. Для США добыча нефти в арктической зоне у берегов Аляски уже в течение нескольких десятилетий является важной, так как это позволяет хотя бы немного уменьшить зависимость страны от импорта нефти. Россия намерена за счет новых месторождений на крайнем севере компенсировать иссякающие месторождения в более южных широтах. А Гренландия в отдаленной перспективе надеется за счет доходов от продажи нефти добиться независимости от Дании.
Поэтому пока гонка в Арктике будет продолжаться. Такие концерны как Shell или Statoil, например, получили лицензии на работу у берегов западной части Гренландии. В ближайшие годы они также смогут начать пробное бурение. И концерн Cairn не собирается от этого отказываться – в начале месяца фирма объявила о том, что на это лето она арендовала буровую платформу Leiv Eiriksson, а также буровое судно Ocean Rig Corvocado. С их помощью фирма собирается пробурить четыре скважины у берегов Гренландии.
Надежда умирает последней.
Кристофер Зайдлер (Christoph Seidler)
Источник: «Der Spiegel«, Германия
Комментарии