Ближний Восток ждет своего Чавеса …или Че Гевару?

В статье для издания «Столетие.Ру» директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий пишет, что события в странах Ближнего Востока — это настоящий революционный процесс с самоорганизацией масс.

Происходящие революции наносят удар по неолиберальной экономической политике, которой продолжают придерживаться правительства большинства стран мира. Социальный протест распространяется, наглядно демонстрируя власть имущим, что терпение подданных имеет пределы.
Одна из причин происходящего — крах антикризисной политики, проводящейся по всему миру.
Попытки «лечить» кризис, вбрасывая огромные суммы денег в частный сектор, привели к слабому росту на фоне сокращающегося или стагнирующего потребления и одновременному всплеску спекуляций. При таком положении дел даже в нефтеносных странах вроде Алжира население продолжает нищать, так как продовольствие дорожает быстрее, чем до низов общества доходят средства, поступающие в экономику от продажи сырья.

Отсутствие государственной промышленной политики, слабость государственных инвестиций ведут к тому, что появляется мало хороших рабочих мест. А рабочие места, стихийно создаваемые рынком, не устраивают большинство населения. Безработица растет, но еще хуже то, что доступная людям занятость ненамного лучше безработицы.

В таких условиях формируется массовый народный блок, включающий в себя самые широкие элементы: от жителей трущоб до озабоченных своим неустойчивым положением представителей городских средних слоев.

Народные требования невозможно выполнить без радикальной переориентации всей экономической политики, без изменения социальных структур, без национализации собственности, без внесения в общественное устройство тех самых элементов социализма, которые на протяжении предшествующих двух десятков лет систематически и последовательно выкорчевывались повсюду.

Свободу можно провозгласить, но она ничего не стоит без работы и хлеба. Массы мобилизованы и понимают свою силу. Их уже не остановишь и не запутаешь общими разговорами и обещаниями.

Начавшись однотипно, революционный кризис в разных странах региона может принять разные формы.
Пока режимы отступают, создаются условия для постепенной радикализации революции. Основные политические силы и их лидеры демонстрируют неспособность совладать с ситуацией, что создает условия для появления нового поколения вождей и политических сил, сформированных уже самим революционным процессом.

Значит ли это, что в ближайшее время на горизонте непременно появится арабский Ленин? Во всяком случае, вакантным место революционного лидера все равно не останется, а борьба общественных сил неизбежно формирует потребность в сплочении наиболее последовательных и сознательных сторонников революции в единую организацию. И если мы не дождемся выхода на сцену арабского Ленина, то арабский Робеспьер или арабский Чавес появится перед нами обязательно.

По материалам «Нефть России» и www.centrasia.ru

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *