Часто можно услышать сравнения ситуации в Ливии с тем, что случилось в Ираке. Это не соответствует действительности.
Cитуация в Ливии имеют ряд принципиальных отличий. Попробуем сформулировать основные из них.
1. Регионально — политический. В отличие от Ирака, занимавшего стратегическое местоположение рядом с Ираном, Сирией, Саудовской Аравией — в центре Ближнего Востока, в сердце мусульманского мира (или как говорят востоковеды «Машрика») Ливия занимает принципиально другое место в совершенно другом политическом окружении. Речь здесь идет не столько о «Магрибе» — арабских странах к западу от Суэца, сколько о стратегической линии Европа — Африка. Это другая геополитика, другие соседи, языки, история. Все, что происходило и происходит в Ираке, для Европы было бесконечно далеко. Ливия — совсем другое дело. Почти 2 000 км. побережья в каких -то 50 минутах лета до Мальты и итальянских южных островов.
2. Религиозно-этнический. Еще неизвестно, что было более «искусственным образованием» пост колониального периода Ирак или Ливия. По большому счету, Великобритания так понакроила границ между своими бывшими протекторатами и колониями, что гадаешь: то ли их чертили в пьяном виде, то ли кто-то очень «умный» смотрел вдаль. Между абсолютно всеми арабскими странами, бывшими под англичанами, заложены территориальные пограничные бомбы, заложены под страны и под племена и народности, живущие в приграничных зонах. Апофеоз абсурда — восточное побережье ОАЭ, между Диббой и Фуджейрой, где перемежаются земли Омана, Шарджи и Фуджейры. Сегодня там спокойно. А завтра? Ирак, скроенный из шиитов, суннитов и курдов был очень уязвим, исчезни тонкая управляющая суннитская прослойка. Что мы и видим сейчас. Ирак в его традиционном восприятии если и сможет существовать, то только в том случае, если сунниты вернутся к руководству страной. Достаточно сделать курда президентом Ирака — и вы навсегда получите раскол и хаос в стране. Что и имеем. Это, разумеется, упрощенный взгляд на проблему, но отражающий суть происходящего.
В Ливии племенное многообразии велико только на бумаге, так как крупных племен—»игроков» не более десятка — это практически полностью суннитский монолит. Здесь нет, и не было шиитов. А колониальное прошлое страны красноречиво доказывает: при внешней угрозе племена, забывая распри, выступали против врага. Были, разумеется, коллаборационисты и предатели, но основная масса племен договаривалась и вместе выступала против интервентов. Это в крови у ливийцев, они дорожат своей свободой и землей, и в случае внешней опасности все как один мобилизуются на отпор противнику.
3. Военно-технический. Потенциальный театр военных действий в корне отличается от Ирака. У США нет тыловой наземной базы в виде Кувейта и пр., нет сегодня достаточных сил и средств в регионе для проведения даже акций устрашения, вроде точечных ударов в стиле 1985-6 гг.. Для подготовки эффективной операции против Ливии им необходимо собрать в Средиземном море как минимум две-три авианосных ударных группы, амфибийные силы, передислоцировать на базы юга Европы тактическую авиацию, подготовить значительные запасы всех видов и средств обеспечения. На это уйдет от трех месяцев до полугода. Скорее всего, в случае войны придется подключать Великобританию с ее базами в Гибралтаре и на Кипре. Италия вряд ли согласится на то или иное вовлечение ее в возможный конфликт. Действовать придется с моря против суши, что для достижения успеха предопределяет необходимость подготовки амфибийно-десантной операции, а это будет сделать очень непросто. Ливия годами жила в ожидании как раз такой операции и вся система обороны побережья страны создавалась исходя из этой угрозы. То, что в районе Триполи взорвали доты, освобождая место для гостиниц — не беда, бетон тут быстро сохнет. Удары с воздуха здесь будут так же малоэффективны, как и в Ираке. А вот сопротивление может быть куда как более серьезным и организованным чем в Ираке. И война, будь она развязана против Ливии, обернется, прежде всего, против Европы.
Пока же нет ни международной коалиции, нет ни «правовой» базы, нет десятков обвинений против Каддафи. ОМП? Ливия официально уничтожила все, что связано с ядерной и химической программами к середине 2002 г. Есть отчеты международных комиссий, выводы и прочие документы ООН надлежащим образом оформленные. Тысячи погибших? Съездите и посчитайте сами, предложил лидер Ливии западным журналистам на выступлении вчера по поводу 34-й годовщины установления народовластия в стране. Что еще? Не нравлюсь я вам? Ну, мало ли кто кому не нравится! Где в Уставе ООН написано, что она имеет право вмешиваться во внутренние дела стран? — задал вчера журналистам вопрос Каддафи.
Военное вмешательство США и Великобритании в ливийские события чревато самыми непредсказуемыми развитиями ситуации. В Европе и для Европы, повторимся, прежде всего. Ливия прекратит поставки нефти и газа, Ливия закроет все свои автозаправки в Германии (около 2 000) и НПЗ в Румынии, Швейцарии. Ливия в случае войны может начать диверсионную войну против инфраструктуры в Европе (война так война), Ливия может инициировать массовые выступления этнических арабов в Европе — на улицы выйдут миллионы. Ливия призовет на помощь своих африканских вассалов — и они придут. Почти вся Африка встанет за Ливию, хотя бы потому, что ливийцы контролируют до 70% всех активов Черного континента. Экономики целых стран живут за и на ливийские деньги. Карфаген — во многом предок и народа и государственного устройства Ливии, когда-то, чуть было не поставил на колени «сверхдержаву» тогдашнего мира — Рим. И уж, как минимум, не сдался и сражался до конца. Эффект от войны в Средиземноморье — «мягком подбрюшье» Европы — будет совершенно отличным от войны в Ираке. Многих ли в Древнем Риме волновала война с парфянами? Другое дело, когда тут, у тебя под носом твои корабли с хлебом захватили. Или танкера вывели к Суэцу, тому же Гибралтару и подорвали, залив горящей нефтью все вокруг на неделю — две… Думаете это невозможно?
А может эта цель и преследуется?
По материалам Кирилл Тереенков Ruskline
Комментарии