Аварии на японских АЭС. Ждать ли нам второго Чернобыля?

О причинах случившегося на АЭС в Японии и возможных последствиях РБК рассказал известный ученый-эколог, член-корреспондент РАН, президент Центра экологической политики России Алексей Яблоков.

«Исходя из данных, которые мы видим, ясно, что прекратилась циркуляция теплоносителя в реакторах — не в одном, а во многих, сейчас уже 11 реакторов на четырех атомных станциях. Это произошло потому, что в результате землетрясения — только землетрясения, не цунами — была повреждена система вывода, связывающая реактор с трубопроводом. Вот эти трубопроводы и были повреждены. Что это значит? Это значит, что теплоноситель должен был вытекать. В реакторе, когда идет атомная реакция, выделяется огромное тепло. Реактор был сразу остановлен, то есть дополнительные боровые стержни, которые поглощают излучение, были введены, цепная реакция прекратилась. Там десятки тонн уранового топлива, разогретого на сотни градусов, и сразу его нельзя было оставить без воды. Даже если прекращается съем пара, то есть прекращает работать турбина, электростанция, нужно принудительно охлаждать остановленные реакторы. Так вот везде это принудительное охлаждение не удалось наладить», — объясняет А.Яблоков.

На «Фукусиме-1» была попытка запустить резервные дизельные генераторы, однако ни один из трех дизелей не сработал. Подобные генераторы имеются на любой АЭС, чтобы в случае аварийной остановки мгновенно подавать воду и снимать тепло. Причина отказа сразу трех дизелей неизвестна.

«Японцы привезли тогда девять других электрических генераторов, чтобы оживить насосы. Генераторы работали, а насосы не оживились. Для меня это значит, что нарушена была связь между циркуляционным насосом, который работал от электричества и реактором — трубопроводы были нарушены. Это подтверждается тем, что стало подниматься давление в герметической оболочке, которая окружает реактор. Любой современный реактор окружает герметическая оболочка. И в этой оболочке стало расти давление. Когда реактор работает, вода превращается либо в пар, либо при каких-то условиях она может даже разлагаться и превращаться в водород. В общем, нужно было спускать давление. Они выпустили давление, радиоактивность на территории станции повысилась в тысячу раз, потом она упала, потому что разнеслись газообразные и аэрозольные радионуклиды, и давление снова стало увеличиваться. А потом рвануло здание», — пояснил ученый.

Эксперт обрисовал варианты возможного развития ситуации. «Что может быть самым худшим? Будет плавиться топливо от теплоты, которая там была. Если оно будет расплавляться, то будет опускаться к днищу реактора, а там нет никаких поглотительных стержней, и может начаться неуправляемая цепная реакция. Тогда последует маленький атомный взрыв, который разнесет все к чертовой матери, и будет большой выброс радионуклидов», — считает А.Яблоков.

Может произойти так, что скопится настолько много пара, что никакие клапаны не помогут его спустить, и реактор взорвется. Это произошло в Чернобыле, когда крышку реактора весом в 20 тысяч тонн паром подняло на десятки метров верх. Если сценарий повторится в Японии, вследствие разгерметизации реактора также произойдет выход радионуклидов.

По мнению президента Центра экологической политики России, есть еще две сопутствующие опасности. «На одной из этих станций, по-моему, «Фукусиме-3″, MOX-топливо — это уран плюс плутоний. А это страшно ядовитая смесь, намного опасней, чем если бы это было просто урановое топливо», — предупреждает А.Яблоков.

Вторая опасность — охладительные бассейны, где хранится отработанное топливо. «У каждой атомной станции есть бассейн-охладитель, где помещается отработавшее ядерное топливо, которое вытащено из реактора. Оно должно храниться в этом бассейне под водой в течение двух-четырех лет, пока его не увезут. За это время оно должно охладиться. Общая радиоактивность в каждом из этих бассейнов, больше, чем в реакторе, и если что-то случится с бассейнами…

А про бассейны мы ничего не знаем. Если были нарушены трубопроводы на атомной станции, то есть вероятность, что была нарушена герметичность бассейнов. А ведь в этих бассейнах тоже должна циркулировать вода, чтобы их охлаждать. Получается такой «компот», который заставляет весь мир дрожать, от того, что может произойти», — подвел итог академик.

Но это самые страшные варианты развития событий. «Очень многое будет зависеть от двух обстоятельств. От того, какой будет сила взрыва реактора, будет зависеть, насколько поднимутся радионуклиды. В Чернобыле они поднялись на высоту в полтора километра, там горел графит и столп горящего воздуха поднимал радионуклиды, и постоянные ветра разносили их по окрестностям. По всем прогнозам этого не должно произойти в условиях Японии. Даже если произойдет самый тяжелый вариант и реактор взрывается, выброс будет на высоту 100-200 метров, и тогда будет зависеть только от ветра, в какую сторону он будет дуть», — считает эксперт.

Однако большая часть радионуклидов осядет в окрестностях станции, на расстоянии первых десятков километров. А для российского Дальнего Востока и для Кореи опасность будет небольшой. Однако для Японии взрывы на АЭС могут иметь самые страшные последствия.

Источник — РБК

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *