«Nabucco»: почему телега впереди лошади

В турецком городе Кайсери состоялась церемония подписания соглашения о поддержке проекта «Nabucco». В этой акции приняли участие будущие страны — транзитеры газа, которые предварительно согласовали юридические параметры проекта. Этим соглашением участники проекта — Австрия, Болгария, Венгрия, Румыния и Турция — подтвердили соблюдение регулятивного транзитного режима в соответствии с энергетическим законодательством ЕС и Турции, гарантировали сохранность соответствующего законодательства в будущем. Теперь — очередь за финансированием проекта. При этом заявлено, что реализация всех соглашений по проекту «Nabucco» намечена на второе полугодие 2011 года. Переноса сроков исполнения контрактов не будет.

Этот случай уникален потому, что судьба проекта начинает определяться странами — транзитерами газа, а не его поставщиками. В этой связи министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что Турция «проявила большую политическую волю, участвуя в проекте «Nabucco». Формула Анкары выглядит следующим образом: выступая в роли главной страны — транзитера энергоресурсов из района Каспия в Европу, у нее могут увеличиться шансы стать членом ЕС. А что выигрывают от этого страны — поставщики, главными из которых считаются Азербайджан и Туркмения?

На днях с визитами в Азербайджане и Туркмении побывал спецпредставитель госсекретаря США по вопросам энергетики Ричард Морнингстар — ведущий лоббист «Nabucco». В Баку он выступил с любопытным заявлением. По его словам, «Nabucco» «будет дееспособен даже в случае, если от участия в проекте откажутся Азербайджан и Туркмения». Вашингтон понимает, что Азербайджан и Туркмения не могут не принимать во внимание, как финансово-экономическую, так и политическую составляющую этого проекта. Кстати, известный политолог, депутат азербайджанского парламента Расим Мусабеков следующим образом квалифицирует складывающуюся диспозицию. Во-первых, есть неурегулированный вопрос между Баку и Ашхабадом по разделу каспийского шельфа. Во-вторых, планы транскаспийского трубопровода вызывают заметное противодействие со стороны России и Ирана. Брать на себя риски ухудшения отношений с этими странами для Баку совершенно нет резона. В-третьих, транзит в больших объемах туркменского газа грозит усилить конкуренцию с азербайджанским газом на рынках Турции и Балкан. Наконец, в-четвертых, реализация «Nabucco» на каспийском направлении диктует гарантии региональной безопасности, каковых сейчас нет. Иран находится под режимом санкций, не урегулирован карабахский конфликт. Правда, президент SOCAR — Госнефтекомпании Азербайджана — Ровнаг Абдуллаев считает, Баку сделает выбор «в пользу наиболее экономически эффективного предложения».

Но проблема не в экономике. Вашингтон, похоже, намерен переориентировать энергетические потоки Каспия в сторону Европы, и в обход России, и выдавливая одновременно из этого региона Китай. Поэтому Баку и Ашхабаду приходится сейчас не столько думать об экономической составляющей «Nabucco», сколько о том, чтобы не оказаться в жерновах геополитики. Тем более, к примеру, заявленные мощности «Nabucco» фактически привязывает Азербайджан к одной трубе и на одном направлении – в Турцию и далее в Европу. Отметим также и то, что «Nabucco» не только является альтернативой российскому «Южному потоку», но и потенциально снижает транзитный потенциал и украинской ГТС. Так что — главным образом для Азербайджана наступает момент серьезного выбора. Срок подачи заявочных предложений по «Nabucco» истекает 1 октября.

Обозреватель «ФК-Новости». Станислав Тарасов

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *