Китай и США: битва за Чёрный континент

В годы «холодной войны» Чёрный континент был «полем боя» между СССР и США. В итоге при поддержке Кубы и ГДР, Красная империя стала выходить на доминирующие позиции в Африке. После гибели СССР и социалистического блока, США и Западные страны полностью восстановили свои позиции. Но, теперь им бросил вызов китайский дракон. Китай стал активно проникать в страны Африки с экономическими проектами. Особенностями его политики стали: во-первых, равнодушие к политическим режимам с которыми он сотрудничает, он в отличие от СССР, или США, не старается посадить ориентированное на Китай правительство (пока крайней мере пока); во-вторых, в отличие от западных корпораций, которые заняты высасыванием только ресурсов, китайцы осуществляют значительные социально направленные проекты.
Товарооборот возрос с начала 21 века в 10 раз – так в 2005 году он составлял почти 40 млрд. долларов и уже 55,5 млрд. долларов в 2006 году, только прямые китайские инвестиции составили в 2008 году почти 8 млрд. долларов. Объем торговли КНР со странами Африки в 2010 году превысил 130 млрд. долларов. В 2007 году был создан Китайско-африканский фонд развития, его первоначальный объем средств составил 1 млрд. долларов, но затем его планировали расширить до 5 млрд. Его главными задачами стали: инвестиции в сельское хозяйство стран Африки, в промышленность, телекоммуникации, геологоразведку и добычу полезных ископаемых, развитие городской инфраструктуры, а также содействие китайским фирмам, которые желают выйти на африканский рынок.

В ноябре 2006 года в Пекине прошел двухдневный саммит Китай—Африка, в котором участвовали делегации из 48 африканских государств, из 52 африканских стран. На этом собрании Пекин списал африканским государствам большую часть долгов, китайские компании получили в странах Африке контракты почти на 2 млрд. долларов, большая часть в области энергетики. Ещё Пекин пообещал дать африканским странам кредиты на сумму в 5 млрд. долларов. Одновременно председатель Китая Ху Цзиньтао пригласил африканских лидеров установить с КНР «братские отношения». Таким образом, Пекин фактически открыто объявил о своем намерении сделать Африку зоной своего влияния. Кроме того, по итогам саммита 12 китайских государственных компаний заключили 16 контрактов с африканскими делегациями на сумму в 1,9 млрд. долларов, крупнейшими из них стали — освоение нефтегазовых месторождений в Либерии, строительство железной дороги в Нигерии длиной в 1315 км и возведение ГЭС в Гане. Китайское правительство дало обещания строить в африканских странах больницы и школы, приглашать 4 тыс. африканских студентов в КНР каждый год и увеличило список африканских товаров, не облагающихся китайскими пошлинами, с 190 до 440. Таким образом, Пекин поставил во главу угла в своих отношениях со странами Африки не абстрактные «права человека» и «уровень демократии», а помощь в развитии и борьбе с безграмотностью. Бедностью. В этом плане Китай продолжил добрые традиции Советского Союза.

С 2007 года Пекин распространил свой успешный опыт создания «свободных экономических зон» на Африку: первую «особую экономическую зону» создают в «Медном поясе» в Замбии; вторую зону на острове Маврикий, она будет служить для Китая торговым центром, получат доступ 21 государство-член Общего рынка стран Восточной и Южной Африки; третью свободную экономическую зону будут создавать в столице Танзании Дар-Эс-Саламе.

В ноябре 2009 года в Шарм-аль-Шейхе прошел саммит КНР — Африка. Премьер Государственного совета Китайской народной республики Вэнь Цзябао сообщил, что будет выделено 10 млрд. на развитие общих проектов. Причём торгово-экономическое сотрудничество будет дополнено передачей современных технологий, чтобы африканские государства могли самостоятельно развиваться. Было объявлено о введении нулевой пошлины для 95% африканских товаров. Китай обещал предоставить странам Африки медицинского оборудования на 73 млн. долларов 30 различным госпиталям, построить 50 школ, создать 100 проектов по производству энергии из возобновляемых источников (проекты альтернативной электроэнергетики). Также была расширена программа обучения африканских студентов в китайских учебных заведениях — теперь бесплатные места будут предоставлены 5,5 тыс. студентам и 100 аспирантам из стран Африки. Кроме того, Пекин решил оплатить подготовку 3 тыс. врачей, 2 тыс. агрономов и 1,5 тыс. учителей. Вэнь Цзябао сказал, что Пекин готов и дальше оказывать помощь африканским государствам не только в строительстве крупных объектов инфраструктуры, но и в сфере сельского хозяйства, просвещения и образования, здравоохранения, ликвидации бедности населения, очистки питьевой воды. Китай намерен укреплять сотрудничество в сфере обучения технических специалистов и управленцев. Все эти сферы являются проблемными для стран Африки.

В обмен на кредиты, африканские государства заключают контракты на поставки природного сырья, возведения объектов инфраструктуры с китайскими компаниями. Пекин решил для себя четыре задачи: 1) получил доступ к новым месторождениям сырья, в настоящее время нефть из Африки составляет треть нефтяного импорта КНР; 2) обеспечил работой сотни тысяч китайцев, в том числе и в Африке, обеспечил развитие своей экономике 3) Пекин с большой выгодой для себя избавляется от долларовой макулатуры и ценных бумаг США, покупая на неё реальные активы; 4) создается положительный образ КНР, в отличие от США, китайцы реально улучшают жизнь африканцев.

Кроме того, Пекин плодотворно работает в направлении военно-технического сотрудничества: китайское оружие дешевле, Пекин предоставляет гибкие условия оплаты, схемы скидок, кредитов. Популярна бартерная схема: сырье в обмен на оружие. Причём, китайское оружие довольно хорошего качества, за счёт советско-российских, украинских технологий. Так, Судан закупал танки Т96 и другую бронетехнику, Алжиру, Судану и Египту поставляли китайские 155-миллиметровые гаубицы. Гана и Нигерия покупала самолеты, Чад и Танзания бронетехнику, Камерун и Конго артиллерийские системы и т. д.

Преимущества китайской экспансии, по сравнению с западным неоколониализмом

— Прагматичный подход, не политизированный, покупают лояльность любых политических режимов, невмешательством во внутренние политические проблемы. Взамен КНР требует только бесперебойные поставки ресурсов.

— Китайцы предлагают более выгодные условия, чем западные компании, забирая меньшую часть прибылей, больше оставляя в Африке. Более льготные условия кредитования.

— Помимо извлечения прибылей из стран Африки, китайские фирмы способствуют делу развития этих стран, создают рабочие места для местного населения и инфраструктуру, несут социальную нагрузку – строя школы, больницы, приглашая учиться африканских студентов, которые потом станут квалифицированными учителями, врачами, агрономами и т. п.

— Пекин даёт кредиты не напрямую в «руки» коррумпированных африканских чиновников, как делают западные финансовые структуры, «кормя» «свои» африканские элиты. Пекин выделяет финансы китайским же компаниям, осуществляющим проекты развития инфраструктуры в странах Африки, которые он может проконтролировать и наказать.

Реакция США, западных стран

Политику расширения влияния КНР в Африке многие западные СМИ называют агрессивной и сравнивают с неоколониальной, мол КНР повторно колонизирует Африку. Западные СМИ, правозащитные организации критикуют Пекин за поддержку государств с нестабильными и недемократическими режимами, за плохие условия труда для африканских рабочих на китайских предприятиях.

Основными направлениями сопротивления англо-саксов китайской экспансии стали в последние годы несколько проектов – это «сомалийские пираты». Их пик активности, видимо случайно, пришёлся на 2006-2007 годы, да и дальше не затухает, когда Пекин начал всё более масштабное проникновение. Есть несколько отличительных моментов в деятельности «пиратов»: их хорошая координация и информированность; их посредники в основном находятся в Западной Европе, Лондоне; на уровне ООН блокирую инициативы в области ужесточения и принятия международного законодательства о борьбе с пиратством Лондон и Вашингтон; понятно, что если было бы желание «мировое сообщество» в лице Западного проекта, легко бы переловило и перевешало всех этих «пиратов». С пиратством довольно успешно справлялись ещё в прошлые века, если на это была политическая воля.

Следующий удар англо-саксы нанесли в Судане – страну раскололи. Китай получал почти всю добываемую в Судане нефть, плюс скупил там значительные площади земли. Теперь страна на грани нового ожесточенного конфликта, из-за передела границ. Другой удар – это революции в Тунисе, Египте, война в Ливии. «Возня» вокруг Пакистана и Ирана, также наносит ущерб Китаю, который имеет в этих странах свои интересы.

В целом, пока Китай выигрывает битву за Африку, как в своё время Советский Союз. КНР выглядит более выигрышно в глазах африканских правительств и простых африканцев, осуществляя масштабные экономические, гуманитарные и инвестиционные проекты на Чёрном континенте, которые ведут к развитию стран Африки, развитию человеческого потенциала. Запад и США в глазах большей части населения, кроме небольших групп западнизированной «элиты», среднего класса, Черной Африки всегда были и остаются чужими, враждебными. Поэтому, нынешней Российской Федерации необходимо брать пример с Китая, возвращаясь на Чёрный континент.

Источник: Военное обозрение

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *