Экономическое будущее: от наилучшего до наихудшего сценария

Среди инвесторов существует серьёзная неопределённость относительно того, как может выглядеть будущее американской экономики, так что я сам решил разобрать, что будет происходить в течение следующих 20 лет. Этого времени достаточно, чтобы дитё выросло во взрослого и зрелого человека, и достаточно долго, чтобы успели развиться и проявить себя долгосрочные тренды.

Позвольте мне дать вам краткую ретроспективу на положение вещей прошлого века в 20-летней перспективе.

1911 – Мир во всём мире. Стабильность, свобода и процветание превалируют почти везде. Почти в каждой стране в Европе правит король или королева. Западная цивилизация распространяется почти в каждом уголке земного шара и принимается с благодарностью. В технологиях и науке свершаются впечатляющие прорывы. Нет никаких признаков надвигающейся ниоткуда мировой войны, которая разорвёт на части политическую и культурную карту Европы, и обанкротит всех. Кто мог представить, что в России возобладает коммунистический режим?

1931 – Здесь уже чувствуется катастрофическая мировая депрессия. Внимание сосредоточено на экономических проблемах, а не на том, что менее чем через 10 лет возрождающаяся и теперь уже нацистская Германия начнёт новую мировую войну.

1951 – За исключением Вьетнама, всё, что осталось от установленных в 19 веке Западом колоний, находится в покое. Никто и не мыслил тогда, что всего через 10 лет все они уже будут свободны, или на пути к независимости. Поддерживая коллективизм, Китай, как и многие страны, присоединяется к России. Кто тогда мог представить, что почти раздавленные Германия с Японией скоро станут лучшими странами для инвестиций? Кто догадывался тогда, что США уже находились на пике своего могущества по отношению к другим странам?

1971 – Коммунистические и социалистические страны во всём мире, кажется, начинают преобладать, и дальше будут находиться на плаву благодаря десятилетию роста сырьевых товаров. США и Запад охватывает глубокое недомогание. Приближающимся громовым раскатам из исламского мира придаётся мало значения.

1991 – Коммунизм как идеология рушится, СССР исчезает, а Китай переживает радикальные реформы. Ислам всё больше всплывает в заголовках новостей.

2011 – Мировому финансово-экономическому кризису 4 года, но ситуация всё ещё мало меняется. Исламский терроризм и падение старых режимов в арабском мире в новостях преобладают. Китай рассматривается в качестве нового мирового локомотива.

Вот вам три 20-летних фьючерса на рассмотрение. Есть конечно и ещё, но я считаю, что эти охватывают три наболее реалистичные возможности.

Лучший исход – фактам начнёт уделяться внимание

Осознав, какой катастрофой будет крах их валют, большинство правительств решит перетерпеть боль повышения процентных ставок и ограничит рост денежной массы. Некоторые корпорации и банки бросят на произвол судьбы. Разговоры о закрытии Федрезерва и использовании сырья в качестве денег станут серьёзными, и будут обсуждаться повсеместно.

Потрясённые, США завершат эпоху расточительности, отчасти потому, что исчерпают для этого возможности, и отчасти потому, что только коллективистские идеологии в трудных 10-ых и 20-ых чему-то смогли научиться.

Переживая массовые протесты, правительство закроет основную часть своего непродуктивного аппарата, отменит многие налоги, и выпустит 30 процентов сотрудников своего аппарата на вольные хлеба. Также оно (неохотно впрочем) либерализует свою экономику, поскольку станет невозможно отрицать, что США отстают во всех областях.

Хотя и будет иметь место некоторая реанимация либертарианских идей времён Рейгана-Тетчер, ответственность за такие подвижки будет лежать в основном на банальной практичности. Для компенсации инфляции процентные ставки вырастут до 25 процентов. Такие ставки будут достаточно выгодными, чтобы люди начали делать накопления, и капитальная база начнёт расти. Фондовый рынок обвалится до самого низкого уровня (в реальном выражении), но доступные активы будут поощрять людей инвестировать. Бизнес реструктуризируется, и начнёт работать на более устойчивом в финансовом смысле положении, без кредитования и с небольшими спекуляциями.

США радикально сократят свои военные расходы, и отзовут почти все свои войска с иностранных баз и войн. Война с наркопреступностью подойдёт к концу, и уровень преступности в США и Мексике резко упадёт.

Правительство решит большинство своих проблем путём серьёзного обесценивания доллара, но без падения в гиперинфляцию. Дефициты в Социальном обеспечении будут устранены путём воздержания от увеличения прибылей и отказа от многого из того, что было обещано ранее. Большинство американцев переживут серьёзный спад уровня жизни, и начнут приспосабливаться к новым привычкам в производстве и потреблении. Поколение студентов с образованием в сфере социологии, политических наук, экономике, литературе и т.д., вдруг обнаружат, что их образование не имеет никакой реальной ценности.

Когда всё закончится, трудные времена, начавшиеся в 2007 году, окажутся не более, чем циклической выбоиной на дороге, как и все другие спады после Второй мировой, только длиннее и глубже.

Поездка будет без удобств, но закончится возвратом к процветанию.

Средний вариант – факты будут игнорироваться

Правительств стран мира по-прежнему будут находиться под влиянием заблуждения, что печатание больших объёмов денег сможет решить проблемы, хотя в действительности, печатание денег как раз и лежит в корне проблем. Некоторые валюты потеряют бо́льшую часть своей стоимости. Некоторые потеряют всю. Это приведёт к уничтожению наиболее продуктивной части общества – среднего класса, который производит больше, чем потребляет, а разницу накапливает в валюте.

Что нанесёт вред успешным корпорациям, которые зарабатывали миллиарды, а то и десятки миллиардов долларов. Немногие из руководителей этих корпораций знают, что делать с такими суммами, кроме как просто хранить их в валюте; в лучшем случае они покупают на прибыль акции других компаний. Результатом этого является бум на рынке акций несмотря на мрачную депрессию. Но только один из ста сможет извлечь из этого прибыль, потому что большинство будут жить слишком близко к пропасти. Уничтожение капитала в некотором роде вернёт технологии назад в США, Японию и Европу. Чиндия усилит свою относительную силу (похоже имеется в виду Китай и Индия; прим. mixednews).

Американское правительство, полагая, что имеет как обязательства, так и возможность «что-то предпринять» удвоит контроль над экономикой. Контроль над ценами и капиталом станет лозунгом дня. Нефтепродукты начнут нормировать. Соблюдение выполнения новых регулирующих правил будет делегировано «Администрации по экономическому восстановлению».

Люди всё больше начнут воспринимать политиков как способ добиться того, чего они хотят. Всё больше американцев начнут уезжать за рубеж, хотя во многих местах в мире положение вещей будет ухудшаться. Бедные страны будут представлять из себя лучший вариант для реализации возможностей, поскольку их правительства также слабы или коррумпированы в достаточной мере, чтобы допустить новую экономическую активность.

Худший сценарий – война

Война, это самое худшее, что может случиться с экономикой, но на данный момент это также и самый вероятный сценарий. Когда ситуация ухудшится, люди во власти склонны будут кого-нибудь обвинять во всех бедах. Это положение будет усугубляться глупой, однако имеющей широкое хождение уверенностью в том, что война, это благо для экономики, и в частности, вытащила Америку из последней депрессии.

Как и все войны, эта приведёт к полному подавлению гражданских и экономических свобод.

Крупный конфликт уже сформировался – продолжение вечной войны между исламом и Западом. В качестве основного места действия, как я опасаюсь, будет выступать Европа, которая последние две тысячи лет была основной причиной всех войн. Следующие пару десятилетий Европа будет наихудшим местом.

Китай будет переживать серьёзные социальные потрясения по мере необходимости переориентировать нацеленную прежде всего на США и Европу экспортную экономику. Как и в прошлом, Южная Америка не будет вовлечена в конфликт, и даже получит с этого некоторую прибыль. Индия также будет в списке бенефициаров, и если и будет вовлечена в войны, то лишь в малой степени, с удовольствием наблюдая, как их экс-колониальные хозяева сами ввергают себя в нищету.

Я придерживаюсь мнения, что следующие 20 лет будут ознаменованы реальным возобновлением вечной войны, начавшейся между Востоком и Западом ещё в 600-ых годах. По крайней мере в Европе она может стать войной на выживание, похуже, чем Первая и Вторая мировые войны.

Возобновление войны будет подстёгиваться тем, что происходит сейчас на Ближнем Востоке. Вероятность того, что перевороты в арабском мире просто выдохнутся, и всё вернётся к исходному положению, близка к нулю.

Арабские революции хороши тем, что позволяют избавиться от преступных режимов. Некоторые из них будут замещены такими же репрессивными кликами. А некоторые из них могут больше походить на французскую революцию 1789 года; когда придёт свой Робеспьер, а за ним свой Наполеон.

Независимо от того, чем обернутся мятежи в той или иной стране, бывшие ранее послушными Европе и США коллаборационисты будут отодвинуты в сторону, а заменившие их режимы развернут общественное мнение в сторону враждебности по отношению к Западу даже лишь для достижения внутриполитических интересов.

Война не будет вестись традиционными армиями. Во-первых, потому что у исламского мира просто нет такой армии, которая выстояла бы хотя бы один или два дня против армии Запада. Но и потому, что армия Запада просто бесполезна против аморфной массы миллионов людей.

Так как же будет выглядеть конфликт? Аморфным и разрозненным, хаотичным и без чётко очерченных фронтов. В Европе живут миллионы мусульман – в Британии пакистанцы, в Германии турки, во Франции североафриканцы, в Голландии индонезийцы. Разрушительные завоевания Европы возвращаются ей с лихвой. Эти люди в течение 20 лет достигнут статус большинства, потому, что они более репродуктивны по сравнению с уровнем рождаемости европейцев, и потому, что не ассимилируются. А ещё потому, что из-за границы продолжают прибывать миллионы и миллионы людей.

Местным это не будет нравиться по множеству причин. И в результате будет то, что обычно случается, когда на какую-то территорию вторгается слишком много иноземцев: насилие.

Одним из последствий войны, и особенно краха режима в Аравии (в 2031 году страна больше не будет называться Саудовской Аравией, поскольку правящая саудитская семья, или по крайней мере те, кто не успеет вовремя покинуть страну, будут вырезаны) станет прерывание поставок нефти, до тех пор, пока в страну не вторгнутся США.

Начнётся затяжная партизанская война, подобная войнам в Ираке, Афганистане, Ливии, и всем последующим странам. Но уже не будет всяких легенд о наказании плохих парней и установлении демократии. Вполне очевидной для всех причиной будет примерно такая: что наша нефть делает под их песком? Но с точки зрения мусульман это будет другой вопрос: как можно избавиться от этих агрессивных неверных раз и навсегда? Затем Запад перефразирует этот вопрос так: они хотят убить нас! Как мы сможем остановить их раз и навсегда?

Вы можете думать, что США не могут проиграть войну, потому что у них высокотехнологичная армия. Все эти дорогостоящие игрушки время от времени могут быть полезными, например, помогают выигрывать множество малых сражений. Но они станут совершенно бесполезными, и не станут залогом победы в войнах следующего поколения, как была бесполезна конница в Первой мировой, танки во Вьетнаме или ядерные боеголовки сегодня.

На самом деле основные боевые единицы сегодняшней армии уже годятся на свалку или в качестве музейного экспоната. Лазерное, электронное и роботизированное оружие заменит нынешние авианосцы, стелс-бомбардировщики B-2, и истребители F-22. Надежда военных на централизацию и силу компьютеров окажется Ахиллесовой пятой; кучка быдлохакеров сможет развалить любую армию просто в качестве спорта.

Завоевание ресурсов или территорий станет бессмысленным; это понимали и Советы в 80-х, когда у них ещё была сила, чтобы вторгнуться в Западную Европу. Ничего не будет как в прошлом, когда победитель получал кучу золота, скот и рабов. Это отсутствие экономической отдачи станет одной из причин для отказа от армии. Правительства просто начнут считать, что у них нет ни финансов, ни народной поддержки для серьёзной военной структуры.

Армия, являвшаяся основной силой в национальных государствах будет переживать спад. Конфликт между группами будет продолжать существовать, но будет более неформальным, как например с мафией или Аль-Кайедой. Расцвет эры военных контрактников вроде Blackwater (сейчас Xe), которым надо платить только во время боёв, является показательным.

К сожалению я не могу придумать наилучшего сценария, который был бы не таким блеклым, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Да и вероятность худшего сценария очень велика. Вероятно, стоит ожидать некоторые пересечение элементов сценариев.

С экономической точки зрения я вижу лишь два прогнозируемых момента: первое – люди всегда будут производить больше, чем потребляют, и накапливать разницу; это создаст капитал, который является критически важным не только для повышения стандарта жизни, но и для развития технологий.

Второе, учитывая то, что сейчас живёт больше учёных и инженеров, чем за всю историю, вместе взятую, технологии будут продолжать развиваться; технологии являются главной силой для продвижения развития общего уровня жизни. Поэтому в итоге я смотрю на всё оптимистично. Будем надеяться, что вкладчики не исчезнут как вид, и учёных не заставят заниматься излишней работой на правительство.

Источник: Casey Research перевод для mixednews – molten

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *