Может ли план строительства самого дорогого в мире газопровода оказаться искусным блефом? «Южный поток», пользующийся поддержкой экспортного монополиста российского природного газа компании «Газпром», должен пройти по дну Черного моря и обеспечить где-то во второй половине текущего десятилетия подачу большого объема голубого топлива потребителям из Евросоюза.
Несмотря на усилия по его продвижению, ни стоимость, ни даже точный маршрут «Южного потока» пока не определены. Тем не менее, этот план уже сослужил России хорошую службу, подвергнув серьезному сомнению жизнеспособность конкурентных проектов, призванных ослабить российскую хватку на европейском рынке. Он также ослабил переговорные позиции стран-посредниц, таких как Украина, которые пытались воспользоваться своим стратегически выгодным положением.
«Более чем когда-либо «Южный поток» выглядит как невероятно дорогостоящий и рискованный проект, — заявил эксперт по энергетике из брюссельской аналитической группы Центр европейских политических исследований (Center for European Policy Studies) Кристиан Эгенхофер (Christian Egenhofer). – Но чем более реальным кажется «Южный поток», тем более уверенно Россия может обманывать Европу, заставляя ее думать, что альтернатива российскому газу не нужна».
Европейский Союз получает из России около 25% потребляемого газа, и эта зависимость может увеличиться, если Европа не обеспечит себе альтернативные поставки.
Когда в 2006 году Россия посреди зимы перекрыла подачу газа на Украину, Еврокомиссия начала активно продвигать подготовленные за несколько лет до этого планы строительства трубопровода под названием Nabucco, по которому газ из каспийского региона должен поставляться в Европу в обход России.
Годом позже Газпром и ведущая энергетическая компания Италии Eni объявили о планах прокладки «Южного потока». В то же время, Россия попыталась лишить Nabucco важнейших газовых источников в Азии, а также увести его потенциальных потребителей на Западе. Это соперничество по своей сложности и изощренности напоминает партию в шахматы.
В один из моментов в 2007 году тогдашний президент России Владимир Путин договорился с руководством Туркмении о строительстве нового трубопровода в северном направлении, лишив Nabucco потенциальных поставок газа.
В том же году Путин отправился в Турцию, где заключил соглашение, позволяющее Газпрому проводить экологические и сейсмические экспертизы, необходимые для строительства «Южного потока». Произошло это спустя месяц после того, как европейские государства подписали с Анкарой транзитное соглашение по Nabucco.
Поэтому неудивительно, что оба проекта до сих пор находятся в тумане неопределенности. Одно из самых важных оснований для скепсиса это стоимость строительства.
Сметная стоимость «Южного потока» оценочно составляет как минимум 15,5 миллиардов евро, или 22,3 миллиарда долларов. Это вдвое больше ожидаемой стоимости Nabucco, по крайней мере, первоначальной. Дело в том, что Nabucco не будут прокладывать по дну такого большого моря как Черное, а также в том, что его пропускная способность будет меньше.
Многие аналитики говорят, что в этом году самый важный сторонник «Южного потока» Газпром пересмотрит оценочную стоимость газопровода в сторону повышения, поскольку цены на такие стройматериалы как сталь и цемент растут.
В то же время, такие новые источники как сланцевый и сжиженный природный газ толкают газовые цены вниз, в связи с чем потенциальным инвесторам становится труднее прогнозировать будущие доходы.
Nabucco столкнется с аналогичными проблемами. Но этот трубопровод пользуется государственной поддержкой, к которой относится исключение из правил Евросоюза о коллективном пользовании инфраструктурой и финансирование Европейского инвестиционного банка.
Глава проекта «Южный поток» голландец Марсель Крамер (Marcel Kramer) во время недавнего интервью опроверг заявления о том, что его трубопровод это не более чем попытка Москвы уничтожить Nabucco.
«Заниматься таким масштабным делом в рамках защитной тактики было бы крайне нерационально, — сказал Крамер. – Нет сомнений в том, что все вполне серьезно. И деньги Газпром тратит свои – а это значительные суммы, идущие на подготовительные работы».
Крамер подчеркнул, что все больше первоклассных энергетических компаний ЕС, таких как крупнейшая в Европе французская электрическая корпорация EDF, а также нефтегазовое подразделение BASF Wintershall, выражают поддержку «Южному потоку», показывая, что «данный проект интересен Европе».
Но главный вопрос для Европы заключается не в том, кому будет принадлежать трубопровод, а откуда пойдет газ.
Споры между Россией и Украиной, по территории которых проходит давний маршрут российских газовых поставок в Европу, привели к тому, что за последние пять лет Газпром неоднократно перекрывал подачу газа, из-за чего отдельные районы Европы столкнулись зимой с дефицитом топлива, необходимого для отопления домов.
С тех пор европейские лидеры рассматривают нероссийские источники газа в качестве приоритета.
Nabucco, однако, регулярно сталкивается с задержками, в основном из-за того, что стоящий за ним консорциум энергетических компаний не имеет твердых контрактов на поставку. Из-за этого возникают дополнительные сложности с финансированием.
Управляющий директор международного газопроводного консорциума Nabucco Рейнхард Митчек (Reinhard Mitschek) заявил в прошлом месяце, что подача газа по трубопроводу должна начаться в 2017 году, то есть, на три года позже, чем планировалось изначально. Но он не сказал, имеются ли надежные контракты с поставщиками. Например, переговоры с правительством Азербайджана о получении газа с месторождения «Шах Дениз 2» не привели пока к прочным обязательствам сторон.
На самом деле, Россия давно пользуется влиянием в каспийском регионе и тоже хочет получать оттуда газ. А Ирак может отдать предпочтение экспорту газа на мировые рынки в сжиженном виде, отказавшись от прокладки трубопровода в Европу.
«Южный поток» уже «посеял среди стран Центральной Азии сомнения в жизнеспособности Nabucco», говорит эксперт по энергетике из Центра европейских политических исследований Эгенхофер.
Сторонники «Южного потока» заявляют, что Европе необходимо иметь больший доступ к российскому газу, поскольку газодобыча в самой Европе в районе Северного моря сокращается, а беспорядки в арабском мире вызывают сомнения в надежности имеющихся там источников.
Такие страны как Германия могут повысить спрос на газ еще больше, закрыв свои атомные электростанции после аварии на японской АЭС «Фукусима-1». Это опровергает предположения об избытке предложения газа на рынке.
«Есть несколько причин думать о новом росте спроса», — сказал руководитель итальянской Eni Паоло Скарони (Paolo Scaroni), выступая в мае на мероприятии по продвижению проекта «Южный поток». Его компания является партнером Газпрома по совместному предприятию, созданному для строительства газопровода.
Несмотря на прибыль в 19 миллиардов долларов за 2009 год, у Газпрома есть свои финансовые трудности.
Газпром и российское правительство требуют от властей ЕС ослабить правила, требующие от операторов таких трубопроводов как «Южный поток» открыть их для конкурентов. Они говорят, что это негативно отразится на его рентабельности, в связи с чем реализовать проект будет крайне сложно.
Тем временем, Газпрому надо еще надежно заручиться поддержкой европейских партнеров.
EDF изучает «техническую осуществимость и жизнеспособность» «Южного потока», заявил в прошлом месяце в Брюсселе заместитель главы EDF по газовым вопросам на юге Европы Брюно Лескер (Bruno Lescoeur).
Официальный представитель Wintershall Стефан Люниг (Stefan Leunig) сказал, что его компания пока еще ведет переговоры о том, какие точно объемы газа она будет забирать с «Южного потока» в рамках соглашения с Газпромом, которое может потребовать инвестиций в размере полутора или более миллиардов евро на строительство подводной части трубопровода.
Представитель австрийской энергетической компании OMV Свен Пуссвальд (Sven Pusswald) (а она также сотрудничает с консорциумом Nabucco) сказал, что «прежде чем мы продолжим сотрудничество» с «Южным потоком», надо будет провести окончательный анализ затрат и маршрута прокладки газопровода.
Поскольку ни «Южный поток», ни Nabucco в ближайшей перспективе введены в эксплуатацию не будут, некоторые эксперты заявляют, что реальную опасность представляет сохраняющаяся зацикленность Европы на новых трубопроводах вместо совершенствования существующих.
«Откровенно говоря, ни тот, ни другой газопровод с точки зрения экономики не имеют смысла, — говорит старший газовый аналитик Массимо Ди Одоардо (Massimo Di Odoardo), работающий в консалтинговой фирме по вопросам энергетики Wood Mackenzie. – Для России и Европы было бы намного дешевле смириться со своей взаимозависимостью и приняться за работу по превращению Украины в более надежный газовый коридор».
Бывший председатель Еврокомиссии и бывший премьер-министр Италии Романо Проди, отказавшийся в 2008 году от предложения Путина возглавить «Южный поток», сказал, что в конечном итоге такого рода решение должны принимать европейские лидеры.
Сохраняется возможность того, что сланцевый газ «полностью разрушит рынок», заявил Проди. Это в целом снизит потребности в импорте. Однако во время интервью он подчеркнул, что запасы сланцевого газа в Европе, а также приемлемость для общества экологических последствий его добычи по-прежнему вызывают массу вопросов.
То же самое относится и к новым трубопроводам.
«Они весьма реальны», но для их строительства потребуется огромная политическая воля, отметил Проди.
В подготовке статьи принял участие Эндрю Крамер (ANDREW E. KRAMER).
Джеймс Кантер (James Kanter)
Источник: («The New York Times«, США) перевод Иносми
Комментарии