Страны Средней Азии пожинают плоды развала Советского Союза, ставшего крупнейшей геополитической катастрофой для народов Красной империи. Среди них межнациональные конфликты и войны, разной интенсивности. А государствам Средней Азии, у которых и так есть серьёзные проблемы в области межнациональных отношений, одна резня в Оше чего стоит, грозят и войны за воду и земли сельскохозяйственного назначения.
Наиболее сложная ситуация сложилась на юго-западе Киргизии, на границе с Таджикистаном. Ситуация довольно напряжённая – звучат обвинения в чрезмерном использовании воды, плюс в Киргизии есть таджикские анклавы. То, что могут произойти столкновения между таджиками и киргизами – это точно. Уже есть опыт столкновений узбеков и киргизов в Оше 1990 году и 2010 году).
Суть проблемы
К тому же в составе Российской империи и Советского Союза, у народов Средней Азии произошёл демографический взрыв. До этого их численность регулировалась многочисленными войнами, междоусобными конфликтами. Плюс обе империи развивали медицину, гигиену и т. п., продолжительность жизни росла, смертность падала. Надо учесть и довольно большой приток русского населения – великороссов, малороссов, и других народов в регион Средней Азии, немцев, крымских татар и т. д. За полтора столетия с момента вхождения Западного Туркестана под власть России численность населения современного Таджикистана выросла примерно в 10,2 раза, Узбекистана и Туркмении — в 6,5 раз, Киргизии и Казахстана — в 7,2 раза.
С развитием сельского хозяйства, промышленности этих республик, росло и потребление воды. В итоге, увеличение забора воды из Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, стало одной из причин высыхания Аральского моря, ставшей целой катастрофой для большого региона.
Развал СССР только ухудшил ситуацию, недаром президент Казахстана Н. Назарбаев, предлагал вернуться к проекту «поворота сибирских рек», чтобы часть их стока была направлена в Среднюю Азию. Цель проекта — в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби и других) в Казахстан, Узбекистан и, возможно, Туркмению. Поддерживал этот план и бывший мэр Москвы Ю. Лужков. К тому же надо учитывать тот факт, что тот же Казахстан, по вопросу воду, «ужимает» Китай. Пекин, несмотря на протесты Астаны, ведёт значительные ирригационные работы у границы Казахстана, которые в итоге приведут к значительному сокращению водостока ряда рек. Казахстан ждёт нехватка воды.
С тех пор как Москва перестала быть центром управления среднеазиатских республик – в Средней Азии пропал «арбитр», который урегулировал спорные вопросы, между региональными элитами. Был для республик финансовым и ресурсным донором. В итоге уровень жизни среднеазиатских республик, кроме Казахстана, упал до уровня третьего мира. Возникают споры, которые уже не кому урегулировать, так в 2010 году между Таджикистаном и Узбекистаном возник спор из-за строительства на реке Вахш Рогунской ГЭС. Ташкент опасается большого падения уровня воды в Аму-Дарье, связанной с Вахшем, что нанесёт удар по сельскому хозяйству Узбекистана. Проблема в том, что Казахстан, Узбекистан и частично Туркмения во многом зависят от водных стоков с киргизской и таджикской территорий. А проблема Таджикистана в том, что большая часть его территории горы – в итоге большая нехватка земли сельскохозяйственного назначения. Запуск Рогунской ГЭС позволял Таджикистану решить ряд проблем: фактически непрекращающегося энергетического кризиса и возможности запуска целой серии предприятий по переработке горной руды. А излишки энергии таджикское правительство планировало продавать, получая валюту от Индии, Ирана, Пакистана. В итоге спор между Таджикистаном и Узбекистаном дошёл до «бряцания оружием».
И это всё в условиях роста населения, хотя значительная часть «не коренных народностей» из Средней Азии уехала, так русские общины очень значительно сократились, только в Казахстане русских ещё довольно много. В итоге регион в долгосрочной перспективе, может ждать водная и земельная катастрофа. Уже в настоящее время малоснежные зимы в горах – это уже проблема государственного масштаба.
По материалам Военное обозрение
Комментарии