Ситуация в Сирии продолжает быть напряжённой, усиление конфликта может привести к развалу Сирии.
Практически в любой стране внешние силы могут найти искры недовольства, которые можно разжечь в целый пожар. Так и Сирия не является монолитом. Сильная авторитарная власть скрепляет весьма сложный регион, в этническом и религиозном плане.
Из примерно 22 млн. человек населения более 80% — это арабы, включая до 400 тыс. беженцев из Палестины. Около 9% населения это курды, большинство из них проживает на севере и северо-востоке государства. Значительная община у армян – примерно 2-3% населения, есть общины друзов, туркмен, черкесов, ассирийцев. В религиозном плане: 90 % населения государства — мусульмане, остальные 10 % — христиане. Из мусульман Сирии 75 % — сунниты, остальные 25 % — шииты, алавиты и исмаилиты. Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % — католики, остальные — другие ветви христианства.
Часть населения раздражает тот факт, что алавитское меньшинство Сирии фактически составляет политическую элиту страны, включая президента Башара Асада, контролирует её экономику. Из них в основном формируют офицерский корпус государства. Многие из суннитов вообще считают алавитов сектой, не имеющей отношения к настоящему исламу. Религиозную вражду разжигает и тот факт, что полувоенные формирования и 4-я бронетанковая дивизия под командованием брата президента — Махера Асада, которых используют для подавления волнений, сформированы из алавитов. В итоге появились факты дезертирства солдат-суннитов.
Кроме того, есть ещё «курдский вопрос», который затрагивает интересы не только Сирии, но и Турции, Ирака. С случае дальнейшего обострения ситуации в стране курды вполне способны внести свой вклад в гражданскую войну и раскол страны.
Вполне возможно выступление и друзов, с ними в последнее время «работают» спецслужбы» Израиля. Хотя в настоящее время они заняли выжидательную позицию. Израилю выгодны волнения и даже развал Сирии, лучше иметь дело со слабой Сирией, или ещё лучше её обломками. Гражданская вона, свержение в Сирии приведут к ослаблению Дамаска, ему будет не до Голанских высот и не до активной помощи ливанской «Хизбалле», палестинским радикалам. Иран, враг Израиля, потеряет своего союзника. Можно вспомнить Ирак, который был одним из центров арабского мира до оккупации США.
Хотя нельзя сказать, что Асад и его сторонники остались в полной международной изоляции: действия Асада получили одобрение Тегерана и ливанского движения «Хизбалла». Что вполне понятно: без дружественной Сирии ливанская «Хизбалла» потеряет мощный канал, через который идёт помощь, да и Иран испытает трудности, лишившись союзного режима.
Стратегия США и Израиля, видимо, направлена на то, чтобы уничтожить сильные центры Исламского мира – уже рухнули Ирак, Египет, под ударом Ливия, Сирия, на очереди Иран. Эти государства планируют максимально ослабить, раздробить, создав новые государства типа Иракского Курдистана, которые будут бесконечно вести между собой различные войны, решать спорные вопросы. А Запад и Израиль в этой «мутной воде» будут вылавливать нужную им «рыбку».
Источник: Военное обозрение
Комментарии