Крупнейший экспортер Саудовская Аравия безуспешно пытается продавать больше нефти в Азию, где Россия занимает все большую долю самого быстро развивающегося рынка, закачивая в регион все больше нефти.
Чтобы получить преимущество в соперничестве с Россией и поставлять больше баррелей в Азию, саудовцам придется совершить еще один болезненный шаг в сокращении мировых цен на нефть – урезав свои собственные цены.
Королевство игнорировало протесты товарищей по ОПЕК и продвигало повышение поставок с целью снизить цены, которые снижали экономический рост. Большая часть любого повышения саудовских поставок потечет на восток, удовлетворять стремительную азиатскую экономическую экспансию.
Российские поставки в Северо-Восточную Азию почти в пять раз превышают поставки 2008 года – теперь нефть течет российскому трубопроводу «Восточная Сибирь–Тихий Океан».
«Саудовцам не только придется скорректировать официальные продажные цены до уровня, который привлечет нефтепереработчиков, но и, возможно, столкнуться с конкуренцией со стороны альтернативных производителей» – говорит Гарри Чилингарян, глава отдела стратегии сырьевых рынков в лондонском филиале BNP Paribas. «А если ВСТО будет продолжать расти, давление тоже будет расти».
Перенасыщение североамериканских рынков сырой нефти сделало невыгодным направление нефти на Западное побережье США, оставляя больше поставок для Азии. Обычно США поглощают излишки.
Два главных потребителя региона Япония и Южная Корея, являющиеся членами МАГАТЭ, сделали аварийный сброс своих нефтяных запасов, добавив на рынок еще больше нефти. Когда предложение настолько велико, нефтепереработчики с неохотой подписываются на увеличение закупок у Саудовской Аравии.
ВСТО также обеспечивает лучшее качество, чем большая часть саудовской сырой нефти, что дает переработчикам, у которых нет возможности перерабатывать более тяжелую нефть, мало резона закупать больше у арабов.
Нефть, качаемая через ВСТО, изменила расклад игры в Азии, ранее захваченной ближневосточными поставщиками. Россия в сутки продает Китаю 300 000 баррелей, а остальные 600 000 могут поставляться в Тихоокеанский регион, в Северную и Южную Америки и даже в Европу.
Член ОПЕК Саудовская Аравия и независимый производитель Россия добывают порядка четверти мировой сырой нефти, доля каждой страны составляет примерно 10 миллионов баррелей в сутки. Хотя после финансового кризиса в рамках соглашений ОПЕК саудовцы ограничили производство, неучастие России в организации позволило ей качать нефть в свободном режиме.
Российский ВСТО
Россия качает нефть по ВСТО напрямую в Китай через новый отрезок трубы, открытый в этом году, убирая необходимость в импорте из Саудовской Аравии. Кроме того, повышение экспорта восточносибирской нефти через тихоокеанский нефтепорт Козьмино получило признание среди переработчиков на трех континентах.
«Саудовская Аравия и Россия всегда будут соперничать за долю рынка в большинстве регионов», — говорит Джон Вотрейн (John Vautrain), директор консалтинговой компании Purvin & Gertz в Сингапуре, добавляя, что «с точки зрения геополитики, у обеих стран есть интерес в том, чтобы поставлять диверсифицированной базе клиентов в Европе, Азии и США».
«Тот факт, что ВСТО идет до расположенного у воды Козьмино, позволяет России достигать рынков Северо-Восточной Азии, которых она не могла достичь в экономическом смысле ранее, и эта нефть лучше качеством, чем большая часть саудовской сырой нефти», — говорит Вотрейн.
Пять партий ВСТО, которые должны были быть загружены в Козьмино к началу августа, еще не проданы, так как арбитражные сделки на Западном побережье США все еще закрыты.
На этой неделе к этому излишку добавляются еще поставки, с тендерами на лоты конца августа и начала сентября. Решение США поставить на рынок нефть из Стратегического нефтяного запаса может стать причиной того, что арбитражные сделки и дальше будут оставаться невозможными.
Недостаток нефти марки Brent в Европе из-за гражданской войны в Ливии и большие скидки на марки нефти, привязанные к базовой цене Dubai (среди которых и нефть марки ВСТО), создают беспрецедентные возможности для восточносибирских грузов и они — по крайней мере, на бумаге — доходят даже до Испании.
Это может означать, что дополнительные объемы российской нефти-сырца, добытые на другом конце света и оцененные в привязке к марке Dubai, отправляются, чтобы закрыть дыру в поставках в Средиземноморье, с которой ничего не смогли сделать саудовцы.
«По качеству нефть ВСТО близка к ливийской нефти-сырцу, – говорит источник, близкий к поставкам саудовской нефти. — Она также привлекательна в сравнении с нефтью из Западной Африки, которая привязана к более дорогой марке Brent».
Гибкие закупки
Разница в цене дубайской нефти-сырца и нефти марки Brent выросла 15 июня до 9,20 доллара за баррель, что стало самым большим дисконтом с октября 2004 года. Это произошло менее чем через неделю после того, как саудовцы заявили о повышении поставок в Азию. Эта разница вынудила Repsol-YPF, крупнейшую нефтяную компанию Испании, купить партию нефти марки ВСТО.
«Я допускаю увеличение подобных гибких закупок нефти марки ВСТО европейскими переработчиками в зависимости от условий фрахта», – говорит Чилингарян из BNP Paribas.
«Цены на нефть марки Brent будут поддерживаться ограниченным потенциалом увеличения производства легкой качественной нефти, а нефть марки Dubai будет находиться под давлением, так как страны Персидского залива, входящие в ОПЕК, будут пытаться выбросить на рынок дополнительные баррели тяжелой нефти и нефти средней плотности».
Соперничество за долю азиатского рынка – это лишь последнее столкновение в давней борьбе между двумя гигантами нефтедобывающего мира. Москвы вызвала раздражение некоторых членов ОПЕК, когда в конце 2008 года не выполнила своих обещаний сократить объемы производства в соответствии с рекордными сокращениями, предпринятыми Организацией стран-экспортеров нефти.
Соперничество за азиатский нефтяной рынок может пойти на пользу потребителям от Китая до США, так как оно окажет негативное давление на цены как раз в тот момент, когда восстановление мировой экономики колеблется под грузом высоких цен на энергоносители.
«Между Россией и ОПЕК никогда не было особого сотрудничества, — говорит Грег Приди, аналитик по нефти из вашингтонской Eurasia Group. – Саудовцы никогда не ждали, что Россия будет сотрудничать или делить их бремя стабилизирующего производителя».
Источник: FilterNews
Комментарии