Подписание меморандума о сотрудничестве между российским концерном «Газпром» и немецким энергетическим гигантом — фирмой RWE -открыло России дальнейшие возможности для экономической экспансии на европейском энергетическом рынке. «Газпром» и RWE собираются совместно строить в Германии новые газовые и угольные электростанции. Многим такое развитие событий может показаться довольно неожиданным, учитывая, что ЕС стремиться снизить долю российских углеводородов на своем рынке и не попасть в энергетическую зависимость от России. Но если внимательно рассмотреть события, предшествовавшие подписанию меморандума, то причина, подтолкнувшая RWE пойти на кооперацию с «Газпромом», являющемся, вместе с тем, ее конкурентом в газовой сфере (проект «Набукко», в котором участвует RWE, конкурирует с лоббируемым «Газпромом» проектом «Южный Поток»), становится вполне ясна.
Прежде всего, Европу захлестывает новая «антиядерная» волна,но на сей раз речь идет не о ядерном оружии, а об АЭС. В которых так же видят источник повешенной опасности.
Использование атомной энергии уже не первый год является темой горячих дискуссий в немецком обществе, но после катастрофы на японской атомной электростанции в Фукусиме в Германии поднялась такая волна протестов против использования атомной энергии, что политическое руководство страны в лице правительства ХДС/ХСС-ПСД, и без того переживавшее не лучшие свои времена и уступившее «зеленым» и социалистам на региональных выборах в нескольких землях, просто не могло не считаться с растущими протестными настроениями. В результате, Ангела Меркель, идя в фарватере царящих в обществе «анти-атомных» настроений, резко «позеленела» в своих убеждениях, став одной из самых ярых противниц использования атомной энергии в ФРГ. Этим ходом немецкий бундесканцлер застала врасплох первоначальных авторов концепции по отказу Германии от атомной энергии – партию «зеленых», оставив ее, по факту, «безработной».
30 июня 2011 года Бундестаг поддержал инициативу правительства Меркель о пересмотре закона об атомных электростанциях. Согласно поправкам, внесенным в закон, восемь АЭС должны быть отключены в самое ближайшее время, а остальные девять — поэтапно. Последняя атомная станция будет, согласно принятому парламентариями закону, отключена в 2022 году. Здесь и начались проблемы между немецким правительством и четырьмя мощнейшими немецкими энергетическими концернами европейского масштаба, являющимися также и собственниками всех АЭС в Германии: E.on, RWE, Vattenfall и EnBW. Одна только RWE имела до недавних пор пять атомных станций: сегодня уже две из них демонтируются, а одна отключена.
Каждая атомная станция имеет в Германии лицензию на производство определенного количества киловатт в час. После принятия решения о «выходе из атомной энергии» сложилась ситуация, когда, имея на руках лицензию, энергоконцерны фактически не успевают произвести оговоренное в ней максимальное количество электроэнергии до момента отключения их атомных реакторов от сети, теряя, тем самым, миллиарды евро. Вполне вероятно, что после судебной тяжбы концерны смогут добиться от правительства компенсации за нанесенный ущерб, но, в любом случае, в данный момент монополизировавшим энергетический рынок Германии «атомным гигантам» приходится не сладко. Именно эта сложная ситуация и подтолкнула RWE к началу кооперации с «Газпромом» в области совместного строительства газовых и угольных электростанций. Сразу после катастрофы в Японии эксперты начали предсказывать, что именно газовые электростанции станут главным источником электроэнергии в Европе после отказа от использования ядерной энергии. Глава «Газпрома» Алексей Миллер подтвердил это во время совместной конференции с главой RWE: «В свете последних решений немецкого правительства о сокращении программы ядерной энергетики мы видим хорошие перспективы для строительства в Германии новых современных электростанций, работающих на природном газе»
«Газпром», оправившийся после финансового кризиса и его последствий, готов вкладывать щедрые инвестиции в обещающий хорошую отдачу европейский рынок, а RWE, в свою очередь, заинтересована в этих финансовых вложениях для того, чтобы суметь реорганизоваться в формирующихся новых реалиях европейского энергетического рынка, где, судя по всему, не будет места для ядерной энергии.
В то же время, возможное сотрудничество «Газпрома» и RWE, конкретные рамки которого будут определены в ходе переговоров в ближайшие три месяца, будет досконально изучено антикартельным ведомством Германии. Об этом уже успел предупредить председатель ведомства, Андреас Мундт. Желание «Газпрома», являющегося крупнейшим поставщиком газа в Германию, внедриться и в процесс переработки газа в электроэнергиию, участвуя, тем самым, в полном цикле ее производства, может не соответствовать положениям европейского антимонопольного законодательства.
Налаживающееся сотрудничество между двумя компаниями невольно заставляет задуматься о судьбе проекта «Набукко». Напомним, что в консорциуме «Набукко», RWE наравне с другими участниками обладает 20% акций. «Газпром» же лоббирует конкурирующий проект «Южный поток». Чтобы своевременно прекратить всевозможные спекуляции на эту тему, в RWE заявили, что планы компании по реализации проекта «Набукко» остаются в силе. Впрочем, если «Газпром» приобретет часть акций RWE, что вполне вероятно, то и Россия станет, пусть и опосредованно, участником проекта «Набукко». Но вот изменит ли это обстоятельство отношение Москвы к Набукко – вопрос открытый. Ответ на который зависит от того,нужны ли России газо-евро или же ее интересует прежде всего возможность политического давления при помощи манипуляций с задвижкой трубопровода.Так или иначе, России представился шанс реабилитировать себя за «газовые войны» недавнего прошлого. Как им воспользуется Москва — покажет время, — пишет «Вестник Кавказа».
Источник: RusEnergy
Комментарии