Планы перекройки политической карты Ближнего Востока и Исламского мира

Карта американского подполковника Ральфа Петерса

Уже почти всем понятно, что политическая карта Ближнего Востока будет перекроена. Да и не только она, будут изменены границы почти во всём Исламском мире. Историю поторопились похоронить раньше времени, события глобального значения происходят прямо на наших глазах. В принципе и раньше было понятно, что границы созданные по указке французских и английских колонизаторов искусственны и будут рано или поздно перекроены. Первыми странами, которые подверглись дроблению стали Сомали, где в настоящее время существует несколько государственных образований и Судан – разделённый на Север и Юг.

Теперь под ударом Ирак, где уже существует де-факто независимый Курдистан, с которым ведут войну («контртерростические операции») Иран и Турция.  Также под ударом Ливия, Сирия, Пакистан, неясно будущее Афганистана. Американские же аналитики уже «стряпают» новые карты Ближнего Востока, так на одно из них вместо Саудовской Аравии будет, как минимум три страны.


Сирия

Одной из стран, которая стоит перед угрозой расчленения – это Сирия, там уже не один месяц продолжаются, по словам западных и ряда российских СМИ, «социальные протесты». Убивают полицейских, снайпера стреляют по военным, армия отвечает «зачистками» городов, районов. Единство Сирии возможно только при сильной центральной власти, которая не сомневаясь готова применить насилие к любым радикалам. Нынешняя же ситуация ведёт в междоусобице, разделению общества на враждебные группы и в итоге развалу страны. Мусульманские радикалы требуют смерти Асада, глава не только страны, но представитель общины алавитов (примерно 10-11% населения Сирии). Алавиты – это мусульманская секта, орден, где принципы ислама перемешаны с идеями гностицизма и даже раннего христианства, поэтому суннитское большинство страны их недолюбливает. К тому же они составляют экономическую и военную элиту страны (до 70% офицеров алавиты, они же составляют большую часть из 200 тыс. контрактников, преобладают в элитных подразделениях). Так, целиком из алавитов состоит Республиканская гвардия. Они вызывают ненависть и соседей – Саудитов, так в конце июня 2011 года сирийская оппозиция была поддержана известным исламским богословом, членом высшего совета исламских ученых Саудовской Аравии шейхом Салехом аль-Лухайданом. В своем видеообращении этот богослов призвал сирийцев к джихаду против «атеистического режима» президента Сирии Башара Асада. Отдельно шейх Салех аль-Лухайдан упомянул религиозную секту алавитов (их ещё называют нусайриты): «Эти сирийские нусайриты – те, о которых богослов шейх аль-Ислам ибн Таймия говорил, что джихад должен идти против них в первую очередь… именно они помогли партии «Баас» создать правящий режим в Сирии и дали Хафизу Асаду офицеров его армии», которые в настоящее время подавляют беспорядки в стране.

Под ударом и сирийские христиане, их примерно 5% в стране. Но они также считались довольно привилегированной группой, среди местной интеллигенции, врачей, учителей, их до 30%. Да и в бизнесе они представлены хорошо. Политика сирийской партии «Баас» была направлена на то, чтобы не противопоставлять одни религиозные группы другим, а привлекать в свои ряды наиболее перспективных и способных представителей всех общин.

К чему приведёт победа оппозиции в Сирии и падение сильной власти Асада, понятно по соседнему Ираку. Там, при Саддаме Хусейне все общины жили в относительном мире. После оккупации США, не утихает война между суннитами и шиитами, плюс де-факто независим Иракский Курдистан. Христианская же община Ирака, весьма многочисленная, уже на две трети сбежала из страны, оставшиеся живут на «чемоданах» в обстановке постоянного террора. Бегут в основном в Сирию, или Иракский Курдистан.

Понятно, что подобные признаки религиозной, межплеменной или национальной розни можно обнаружить в любой исламской стране.

Планы перекройки политической карты Ближнего Востока и  Исламского мираКарта составленная американским профессором Майклом Дэви.

Северная Африка

Про курдскую проблему в Сирии, Турции, Иране и Ираке слышали многие, но в Исламском мире есть и другие конфликтные ситуации. Например: людям менее известна борьба племён берберов (амазигов) – это коренного, не арабское население Северной Африки (в Марокко, Алжире, Ливии) за свою независимость, которая также может привести в создании собственного независимого государства. Скажем, в Ливии Каддафи наладил довольно хорошие контакты с вождями берберских племён. Но нынешняя война уже привела к значительной дестабилизации ситуации в стране.

В Египте есть конфликт между радикальными исламистами и христианами-коптами. «Братья-мусульмане» после свержения Мубарака провозгласили курс на создание государства на основе шариата, а копты надеяться, после окончательного падения власти военных, создать полностью светское, демократическое государство. В Египте отмечена тенденция постоянного падения христианского населения. В случае дальнейшей дестабилизации в стране, древняя христианская община Египта, в силу полного численного превосходства мусульман, обречена на истребление. Христиане уже уезжают из Египта – в США, страны ЕС, Австралию. В Египте есть не только конфликт христиан с мусульманами, но и мусульман с друг другом, суннитов разных течений. В марте 2011 года салафиты (так себя там называют ваххабиты) занялись погромами и поджогами не только церквей коптов, христиан, но и суфийских мавзолеев. Нападения салафитов-ваххабитов на других суннитов отмечены в Иордании. Они их обвиняют в «безбожии» и «неверии». Салафиты – это имена та среда, из которой набирает своих бойцов знаменитая и мифическая «Аль-Каеда». Эти сектанты появились во множестве стран, т. к. их щедро спонсирует Саудовская Аравия.

Ситуация в других арабских и исламских государствах

Основной фактор вражды конечно религиозный и связанный с ним экономический, так как правящая группировка, религиозная группа подчиняет себе основные финансовые потоки, прибыльные сферы деятельности. Скажем в Бахрейне большинство населения – это шииты, а правящая династия Ааль Халифа – сунниты. Поэтому, волнения в Бахрейне и вызвали такое беспокойство в соседних суннитских страна. Они даже ввели туда свои подразделения, помогли подавить волнения шиитов. В Ираке, после американской оккупации власть забрали шииты, а сунниты теперь из элитарной группы населения стали притесняемым меньшинством. В Саудовской Аравии власть держит династия Ааль Сауд, а она блокируется с суннитским (ваххабитским) духовенством, но в этом монархическом государстве есть значительное шиитское меньшинство, которое довольно компактно проживает в восточной провинции Эль-Хаса, где сосредоточена значительная часть углеводородов королевства. Кроме того, надо учесть фактор мигрантов, во всех монархиях они уже значительная часть населения, причём не полноправная, притесняемая. Ещё более сложная ситуация – в суннитско-шиитском Йемене, в котором волна арабской смуты привела фактически к гражданской войне. Президент Йемена Али Абдалла Салех и его клан – это шииты зейдитского толка, при том, что в государстве много суннитов. В других странах Аравийского полуострова большинство населения и правящие группы – это сунниты (ваххабиты).

Кроме того, для стран арабского мира, исламского мира весьма характерна внутрирегиональная конкуренция, борьба за влияние между отдельными странами и группами стран, это приводит их к вмешательству во внутренние дела других государств. Поддерживают оппозиционные группировки, партии, движения, вплоть до террористических, повстанческих движений. Так, конкурентами были Ирак Саддама Хусейна и Саудовская Аравия. Ливию Каддафи не любили монархии Аравийского полуострова, слишком деятельным, пассионарным лидером был Полковник. Это стало одной из причин Ливийской войны. Так, требование создать беспилотную зону над ливийским государством сформулировала Лига арабских государств. Некоторые арабские государства присоединились к Западной коалиции, Катар взялся торговать нефтью Ливии. Они с ним боролись за влияние на европейских лидеров, в итоге победили Саудиты.

Саудовской Аравии и другим суннитским монархиям противостоит шиитский Иран и алавитская Сирия. Для Тегерана было бы идеально, вызвать раскол, развал суннитских монархий. Тот же Бахрейн, в Тегеране считают исторически персидской территорией. У Тегерана есть свои национальные меньшинства – курды и азербайджанцы

Нельзя забывать и «неосманские» амбиции Турции. В Анкаре считают, что эти земли входили в Османскую империю и поэтому традиционно входят в сферу влияния Турции. Новые лидеры Турции, зачистив военную, светскую элиту, готовы побороться за лидерство в исламском мире. И даже готовы прирезать их «куски» в случае распада соседних стран, например, Северный Ирак. В этом отношении показательна ситуация в Сирии – Анкара уже не один раз жестко требовала остановить военные операции против «мирных демонстрантов».

Искусственность границ

Надо ясно понимать, что нынешние границы искусственны, их фактически произвольно чертили европейские колонизаторы. Многие государства даже не существовали в умах местных элит, пока их не придумали англичане, например: Иордания, Бахрейн. Реальные государства Исламского мира – это Иран, Турция, а из массы арабских государств логичнее было бы создать единую Арабскую державу, с центром на Аравийском полуострове. Достойны своего государства курды, берберы.

Понятно, что как легко начертили эти границы, так же легко можно их и изменить. Просто нужна политическая воля, значительные финансовые ресурсы и контакты. Всё это у англо-саксов есть.

Фактически перекройка карты началась с вторжения США и НАТО в Ирак – в 2003 году. Прежнего иракского государства уже нет, есть Иракский Курдистан на севере, шиитское образование на юге и востоке, и суннитские земли в пустынях запада. Это доказывают и действия Ирана и Турции против курдов. Иранские и турецкие войска ведут, или вели настоящие боевые действия на севере Ирака, Багдад никак не ответил. Проигнорировали этот факт и США. По крайней мере на официальном уровне.

«Сигналы» с Запада

Ещё в 2006 году подполковник в отставке Ральф Петерс (работал в Национальной военной академии США, был сотрудником офиса заместителя Начальника штаба по разведке в Департаменте обороны США, автор многих работ посвященных стратегии) в статье «Кровавые границы» в издании Armed Forces Journal опубликовал карту «Нового Ближнего Востока». В ней Саудовская Аравия расчленена – будет создано новое теократическое государство с исламскими святынями Меккой и Мединой. Создано новое шиитское государство состоящее из Южного Ирака, нынешнего Кувейта и части Саудовской Аравии. Создан независимый Курдистан, расчленён Пакистан.

Есть и другие идеи, как «обустроить» Ближний Восток. Американский профессор Майкл Дэви из французского университета им. Франсуэ Рабле, его привлекает для лекций и Пентагон в своей статье «Реконструкция Ближнего Востока» сообщает, что при создании новых государств надо придерживаться правила президента США Вудро Вильсона «каждый народ на своей территории». Но при этом надо учитывать и стратегические интересы европейских держав. Он напоминает о т. н. «оси зла», которую в своё время официально признали в США – Судан, Ирак, Сирия. Судан уже официально расчленён, Ирак расчленён де-факто, на очереди Сирия. От Сирии должно остаться небольшое государство алавитов на побережье, остальная суннитская территория слиться с суннитами Ирака, в новое государство. Уничтожение сирийского государства позволит оставить Голанские высоты за Израилем.

Лишившись поддержки Сирии, ливанские противники Израиля будут смяты, а Ливан расчленён на государства шиитов и христиан-маронитов. На месте Иордании будет создана Палестинское государство, в обмен на уступку Восточного Иерусалима Израилю. Саудовская Аравия, как в плане Ральфа Петерса, также будет расчленена. Это позволит решить проблему исламского экстремизма, ваххабизма, который спонсируют Саудиты, уничтожит их монополию на значительные запасы углеводородов.

Ещё один вариант новых государств предложил журнал Vanity Fair, он опросил четырёх экспертов — историка Дэвида Фромкина, дипломата, работавшего на Ближнем Востоке Денниса Росса, а также учёных Кеннета Поллака и Даниэля Баймана. Они посчитали, что будут расчленены Саудовская Аравия, Ирак, Египет будет разделён на два государства — городской регион в дельте реки Нил и Западную племенную область. В ОАЭ добавят Кувейт и Катар, из них сформируют новое демократическое, светское, либеральное государство. Регион Леванта на побережье Средиземного моря станет космополитической областью, по типу городов-государств древности.

Поэтому, видно, что на Западе есть согласие по поводу необходимости «перестройки» Ближнего Востока, арабского, мусульманского миров. Вопрос только какой метод будет преобладающим, военной силой, слишком затратно, хлопотно. Поэтому, метод «демократических революций», при поддержке сил НАТО (если лидер страны, как Каддафи будет сопротивляться), видимо, по-прежнему будет основным.

Источник: Военное обозрение

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *