Во внешнеполитических приоритетах США территория постсоветского пространства является одной из важнейших, особенно в отношении государств Каспийского региона, как обладателей энергоресурсов. Запасы углеводородного сырья в районе Каспия сопоставимы с залежами в Северном море. И хотя Грузия не располагает значительными запасами нефти и газа, она занимает стратегическое положение в Закавказье. Грузия для США — это «ворота» из Причерноморья в Каспийский регион и далее в Среднюю Азию.
США в 1992 году одними из первых признали независимость Грузии, но впоследствии не проявляли никакого внимания к этой стране, полагаясь на роль России в данном регионе, рассматривая ее «гарантом стабильности на огромном пространстве». Но постепенно из-за снижения влияния России на территории стран СНГ, интерес Америки к данному региону возрос. В марте 1994 года помощник госсекретаря Питер Тарноф сделал заявление на приеме в Госдепартаменте: «США до сих пор не уделяли должного внимания странам, граничащим с Россией. Эта ситуация должна измениться, так как страны, опасающиеся российской экспансии, имеют свои законные интересы, которые США и Запад не могут игнорировать».
1997 год можно считать началом современного этапа американской политики в Закавказье, и в частности в Грузии. В апреле того же года Госдепартамент США по требованию конгресса представил доклад по проблемам американской политики в Каспийском регионе и уже в октябре был представлен законопроект, получивший название «Стратегия Шелкового пути», который был одобрен сенатом в июле 1999 года. Суть законопроекта заключалась в следующем: во-первых, в «стремлении создать в странах Каспийского региона восприимчивую среду для влияния США», во-вторых, в создании «отвечающей интересам Соединенных Штатов транспортной инфраструктуры в этом регионе» и, наконец, в «поддержке американских частных инвестиций в этих странах».
В настоящее время США и НАТО рассматриваются руководством Грузии как основной противовес российскому политическому и экономическому влиянию в Кавказском регионе — и как источник средств к существованию.
Грузия ведёт переговоры с НАТО о возможном вступлении в эту организацию. В качестве своеобразного «вступительного взноса» Грузия направила своих военнослужащих в Ирак и Афганистан для участия в совместных действиях многонациональной коалиции, возглавляемой США.
Ещё одно проявление грузино-американского сотрудничества — строительство в 2005 году через территорию Грузии нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан для обеспечения энергопоставок в интересах США. При этом власти Грузии предпочли тогда упустить из виду возможный экологический ущерб для своего национального достояния — источников минеральных вод в Боржомском заповеднике. Это первый нефтепровод на территории СНГ, не включающий Россию. Цель у США была одна — изменить существующую ситуацию, когда главную роль в обеспечении транспортных потоков из района Каспия играет Россия. Хотя для Тбилиси трубопровод Баку-Супса был экономически более выгоден, трубопровод на Джейхан оказался предпочтительнее для Грузии с политической точки зрения.
США проводят в Грузии множество программ, нацеленных на помощь региону в экономической, военной, государственной сферах. С 1994 года осуществляется программа «Партнерство ради мира», благодаря которой Грузия приняла участие более чем в 620 мероприятиях (в основном, военных учениях).
Еще до ухода российских пограничников из Грузии США начали оказывать помощь в создании дееспособной грузинской пограничной охраны, была разработана специальная программа по техническому оснащению грузинских погранвойск. По некоторым оценкам, в целом за последние 15 лет США предоставили финансовую помощь Грузии, в том числе в военной сфере, в сумме 1,6 млрд. долл. Причем большая часть этой суммы была выделена в последние 3-4 года. В расчете на год это составляет более 100 млн. долл. Это значительная сумма, если сравнивать ее, например, с военным бюджетом Грузии, который в 2011 году составил около 360 млн долл, а в 2012 году увеличится почти вдвое и составит более 600 млн долл.
В настоящее время Грузия получает больше американской помощи на душу населения, чем любая другая страна мира, кроме Израиля. Американская доля в грузинском импорте товаров равна примерно 14 %, США поставляют в Грузию машины и оборудование, мясо, зерно, корма, напитки, фармацевтические и другие товары.
США — главный вкладчик предпринимательского капитала в грузинскую экономику. Между Вашингтоном и Тбилиси действует двустороннее соглашение о поощрении и защите капиталовложений. В 2008 году в Грузию поступило американских частных прямых инвестиций на общую сумму 120 млн долл., что составило порядка 29 % всех таких капиталовложений иностранных компаний в этой стране. К 2011 году приток прямых частных инвестиций увеличился до 160 млн долл., что составило 34 % от всех иностранных инвестиций.
Особо важное место в программах помощи США Грузии занимает грузинская энергетика. Грузия импортирует топливно-энергетические продукты и испытывает постоянный дефицит электроэнергии. США помогли разработать и принять в 1999 году закон «О нефти и газе», в соответствии с которым было создано государственное агентство по регулированию нефтяных и газовых ресурсов, которое осуществляет государственное регулирование отрасли в целом.
Деятельность по распределению и использованию американской помощи в Грузии осуществляет Агентство международного развития США (USAID). Основные цели использования этих средств направлены на «формирование такой структуры государства и общества, которая бы отвечала интересам США». При помощи USAID проходит обучение грузинских государственных чиновников, выработка годового бюджета, налогового законодательства, USAID также финансирует ряд информационных программ в Грузии и оказывает различные виды гуманитарной помощи.
Но вернемся к финансированию грузинского военного сектора. В настоящее время активно работают американские программы по совершенствованию грузинских ВС. Первая из них — «Обучи и оснасти» — осуществлялась еще с 2002 по 2004 годы, с ее помощью для службы в Ираке была подготовлена 1-я бригада национальных вооруженных сил. Американские инструкторы подготовили свыше 2 тыс. грузинских солдат. Специалисты и инструкторы Пентагона также помогли грузинской армии создать четыре батальона: 112-й «Коммандос» (ныне 12-й), 116-й Сачхерский горно-стрелковый (ныне 23-й), 111-й Телавский легкой пехоты (ныне 11-й), 113-й Шавнабадский легкой пехоты (ныне 13-й) и смешанную бронетанковую роту на десяти Т-72Б1 и десяти БМП-1/2.
В 2005 году Пентагон начал новую, стоимостью в 60 млн. долларов «Программу по сохранению стабильности» для подготовки 2-й грузинской бригады с целью ее дальнейшей дислокации в Ираке и в помощь 1-й бригаде. В рамках этой программы американские инструкторы подготовили ещё 3 тыс. грузинских солдат для участия в миротворческих операциях. Обученные американскими инструкторами солдаты и офицеры — как участвовавшие в операциях сил НАТО в Ираке, так и принимавшие участие лишь в учебных боях — принимали участие в войне в Южной Осетии в августе 2008 года.
Но, по всей видимости, все эти меры скорее были нацелены на повышение устойчивости проамериканского грузинского правительства, чем на усовершенствование вооруженных сил.
Отдельный пункт сотрудничества составляет сближение Грузии с Североатлантическим альянсом. Для этого также проводятся специальные программы, финансируемые Соединенными Штатами: Программа индивидуального партнерства (IPAP — Individual Partnership Action Plan), переходящая в дальнейшем в Программу по вступлению в НАТО (MAP — Membership Action Plan); Обзор стратегической обороны (SDR — Strategic Defence Review), целью которого является инвентаризация имеющихся в наличии сил и техники.
В начале нынешнего года администрация Барака Обамы представила конгрессу США планы по оказанию финансовой помощи зарубежным государствам. Согласно этим планам, в 2012 году Вашингтон продолжит финансировать демократические и недемократические режимы в разных странах. Свой пай, разумеется, получит и Грузия. Эта страна остается в числе финансовых фаворитов Белого дома.
Как уже было сказано выше, Грузия — одна из самых дотируемых Соединенными Штатами стран. И в 2012 году Тбилиси предстоит купаться в американских деньгах. Помимо 85 миллионов прямой финансовой помощи, которую получит грузинский бюджет, значительные суммы поступят в страну в рамках программ различных фондов.
Что конкретно профинансирует Вашингтон? По официальным заявлениям представителей конгресса, США выделят на «оборону и переоснащение грузинских вооруженных сил» половину всех денег, которые выделяются странам бывшего СССР на военные цели. По их данным, эта сумма составит около 18 миллионов долларов. Для сравнения: граничащий с Афганистаном Узбекистан в будущем году получит в рамках финансируемой США военной программы всего лишь 100 тысяч долларов. То есть сама по себе сумма, выделяемая Грузии, отнюдь не маленькая. Но это только официальные заявления американских политиков. А что же на самом деле?
Программа госдепа США по финансированию непосредственно военного сектора, о которой шла речь выше, носит название «Предоставление финансовой помощи на военные нужды зарубежным странам» (FMF — Foreign Military Financing). И действительно, по этой программе в 2011 году Грузия получила от Вашингтона 18 млн. долларов, и такая же сумма запланирована на следующий год.
Однако необходимо учитывать, что государственный департамент США проводит финансирование грузинского военного сектора не только по этой, но и по другим программам, связанным с военной областью не напрямую. Наименее затратная из них – Anti Terrorist Assistance (ATA). В 2011 году ее объем составил 0,8 млн. долларов, a в 2012 составит 0,7 млн. Еще одна программа — International Military Education and Training (IMET) — подразумевает перевод Грузии суммы в 1,8 млн. долларов в 2011 году и 2 млн. долларов в 2012 году. И таких программ американского спонсирования военного сектора грузинской экономики еще несколько.
В докладе американского внешнеполитического ведомства говорится: «Так как основные инфраструктурные нужды Грузии удовлетворены и первоочередные задачи восстановления после августовского конфликта с Россией 2008 года выполнены, финансирование, выделяемое Грузии в 2012 году, будет нацелено на поддержку долговременных усилий по строительству прочных демократических институтов и созданию инструментов для широкомасштабного экономического роста».
При этом колоссальные вливания американских денег в грузинский оборонный сектор остались в докладе без особого внимания. Теперь Белый дом якобы рекомендует Грузии сконцентрироваться на развитии гражданского общества, независимых СМИ и институтов самодостаточной экономики.
В Белом доме ничего не делают просто так. И деньги тоже просто так не раздают. Достаточно посмотреть на цифры и обоснования траншей в другие страны, чтобы понять, насколько эти субсидии зависят от политических интересов Вашингтона.
Грузия занимает стратегическую позицию в Закавказье. Отсюда США могут, во-первых, контролировать потоки нефтяного сырья, идущие через территорию страны, во-вторых, активно расширять свое влияние на Каспии, и, наконец, использовать территорию республики для размещения своих военных баз, что позволит диктовать уже новые условия в современной геополитической игре.
Немаловажным в процессе «покупки» Грузии является и приобретение выгодного общественного мнения, управление массами грузинского населения. С этой целью, начиная с 2002 года, НАТО проводит совместно с местными грузинскими неправительственными организациями и государственными органами различные мероприятия, в том числе семинары, конференции и практикумы. Ежегодно организуются «Недели НАТО» и летние школы, чтобы наладить общение с молодой аудиторией.
Регулярно группы лидеров, формирующих общественное мнение в Грузии, получают приглашение посетить штаб-квартиру НАТО и штаб Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе и выслушать доклады «о Североатлантическом союзе», а сотрудники Альянса регулярно выезжают в Грузию и выступают на различных общественных мероприятиях. При поддержке со стороны Управления общественной дипломатии НАТО в Грузии был создан Информационный центр Североатлантического союза, играющий основную роль в распространении необходимой США информации.
Таким образом, Вашингтон, несмотря на огромный внешний государственный долг и бюджетный дефицит, щедро вкладывает в Грузию гигантские средства взамен на конкретные политические дивиденды. А Грузия, точнее нынешняя администрация М.Саакашвили, с радостью эти средства аккумулирует, лелея мечту о долгожданном вступлении в НАТО и идя навстречу всем просьбам и прихотям Соединенных Штатов. Нетрудно догадаться, что при нынешнем положении дел Вашингтон своего вскоре добьется. Вопрос лишь в том, понравится ли населению Грузии по воле Саакашвили оказаться марионеткой в чужих руках?
Источник: partbilet.ru
Комментарии