Ключевые политические риски для Саудовский Аравии

Страна-нефтеэкспортер № 1 в мире — Саудовская Аравия — сегодня сталкивается с двойным политическим вызовом, говорится в информации агентства Reuters. Данный вызов состоит в необходимости создавать рабочие места для растущего молодого населения страны на фоне общей нестабильности в арабском мире. Параллельно стране нужно проводить экономические реформы в условиях неопределенности по вопросу наследования саудовского престола.

Вопрос о стабильности в Саудии тем более важен, что на эту страну приходится пятая часть всех нефтяных резервов планеты, она является крупнейшим владельцем активов, номинированных в долларах, и главной опорой проведения американской политики на Ближнем Востоке. Кроме того, Саудовская Аравия является крупнейшим фондовым рынком арабского мира.

88-летний король Абдулла выделил 130 млрд долларов на создание рабочих мест, развитие инфраструктуры, строительство жилья и т.п. Однако протестная активность либералов, мусульман-шиитов и суннитских фундаменталистов-салафитов от этого не слишком снизилась. Саудовские женщины сегодня также активно участвуют в общественноых движениях, в частности, борясь за право водить автомобиль.

Страна управляется династией аль-Сауд вот уже 79 лет в союзе с представителями мусульманского духовенства, исповедующего жесткий вариант ислама — ваххабизм (сами саудовцы официально отрицают наличие ваххабизма как некоей национальной идеологии страны — Oilru.com). Многие из представителей духовенства категорически отрицают необходимость каких-либо реформ в стране. В то же время, утверждается в записке агентства Reuters, задержка с реформой образования в стране может повлиять на правительственные планы создания новых рабочих мест. А безработица в стране в минувшем году составила 10% при том, что 79% населения страны составляют молодые люди до 30 лет.

Самой серьезной проблемой сегодня является престолонаследие. Король Абдалла вернулся в феврале в страну после лечения за границей по поводу тромбов в сосудах, осложненных к тому же межпозвонковой грыжей. Наследный принц Султан немногим моложе короля и также имеет проблемы со здоровьем.

Как предполагают аналитики Reuters, саудовский трон может в результате перейти к нынешнему министру внутренних дел принцу Найефу.

77-летний Найеф активно тормозил реформы, начатые было нынешним королем Абдаллой. Он активно поддерживает т.н. “религиозную полицию” (муттава) ревностно следящую за тем, как выполняются обрядовые предписания Ислама.

Для урегулирования вопроса о престолонаследстве король Абдалла создал т.н. “совет доверия”, состоящий из сыновей и внуков основателя королевства, однако пока непонятно, как он будет работать на практике. По существующим законам, престол переходит только к сыновьям от многочисленных браков основателя династии Абдул Азиза ибн-Сауда. Сейчас их в живых около 20 человек, и все они находятся в возрасте 70-80 лет.

В июле правящий монарх Абдалла назначил своего сына Абдул-Азиза на пост заместителя министра иностранных дел Саудии, что было расценено как стремление главы государства усилить влияние на внешнюю политику королевства. Но и другие внуки основателя саудовской династии занимают не менее важные посты. Так, сын уже упоминавшегося выше принца Найефа -Мухаммад — является главой антитеррористического подразделения страны, ему удалось выжить во время атаки самоубийцы из “аль-Каеды”. А сын наследного принца Султана занимает пост помощника министра обороны.

Саудовские официальные лица из кругов, поддерживающих нынешнего короля Абдаллу, выражают опасения, что молодые саудовцы, отчаявшихся найти работу, могут пополнить ряды политических экстремистов, которые желающих свергнуть нынешний правящий режим.

Ныне правящий монарх пытался со времени своего прихода к власти в 2005 году провести некоторые поверхностные реформы в сфере права и образования, однако дипломатические наблюдатели в стране полагают, что его реформы обречены на неудачу. Король так и не изменил политическую систему абсолютной монархии, чем вызвал недовольство как либералов, так и исламистов фундаменталистов, требовавших больших свобод, прежде всего, выборных. Более того, хотя король обещал проведение в этом году давно ожидаемых муниципальных выборов, график их всё еще не определен, равно как и возможность участия в них женщин.

В настоящий момент в Саудии нет политических партий и избранного парламента. Хотя аналитики отмечают, что король мог бы сместить некоторых “засидевшихся” министров, если бы был реализован план проведения муниципальных выборов в 2009 году. Однако они были отложены из-за противодействия консервативно настроенных членов королевского дома.

Источник: «Нефть России»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *