Третий – лишний: Появление Ирака в «большой тройке» нефтяных производителей будет иметь драматические последствия для России

Ирак восстановил довоенный потенциал добычи нефти и продолжает наращивать производство. Ввод в строй новых месторождений позволит этой стране обогнать по объему добычи Россию и Саудовскую Аравию. Если такой сценарий осуществится, цены могут упасть, нанеся при этом удар по другим странам-производителям нефти. Впрочем, инфраструктурные ограничения могут несколько задержать его реализацию.

Саудия как единица измерения

Выступая на днях на нефтегазовом конгрессе в Москве, представитель Министерства нефти Ирака привел данные о планируемой добыче на месторождениях, которые были распределены среди иностранных операторов. Если полагаться на эти оценки, только пять крупных проектов: Румейла, Западная Курна-1, Западная Куран-2, Зубейр и Маджнун – будут выдавать почти 10 млн баррелей в сутки (мбс), то есть около 500 млн тонн в год. Около этой цифры колеблется добыча Саудовской Аравии и России.

Этим потенциал иракский нефтяной отрасли далеко не исчерпывается: на очереди тендеры на разведку новых участков. Стоит учесть, что себестоимость добычи в Ираке очень низка, особенно в сравнении с бюджетами освоения месторождений на глубоководном или арктическом шельфе, а также в удаленных районах России. Можно даже предположить, что иракцы способны чуть ли не затопить рынок дешевым товаром, обвалив цены и поставив операторов проектов с высокой себестоимостью (например, в России) на грань разорения.

Появление на мировом рынке еще одной Саудовской Аравии будет иметь очевидные последствия для нефтяных цен. Не далее как в конце 2009 года Леонид Федун, вице-президент ЛУКОЙЛа, говорил следующее: «Топ-менеджер ведущей западной компании заявил, что современная история нефтяного бизнеса будет разделена на доиракский период и постиракский период. Я согласен… Мы являемся свидетелями революции в добыче нефти».

По словам Федуна, «цель министерства нефти Ирака по добыче 12 миллионов баррелей в день близка к реальности. Мировые запасы нефти увеличатся как минимум на 20%, а спрос не увеличится на такой же объем. Это поднимает вопрос о долгосрочной цене на нефть». Сейчас, однако, некоторые обозреватели считают, что более реалистичной цифрой на обозримый срок были бы 6-7 мбс. Министр нефти Ирака Абдель Керим Луайби признал в начале июня, что прогнозная оценка будет сокращена после переговоров с операторами проектов.

Источник:Сокращенный вариант. Полный текст опубликован в журнале «RusEnergy: Разведка и Добыча» №7/2011

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *