В интервью греческой газете Isotomia известный греческий эксперт по вопросам энергетической геополитики Теодорос Цакирис отметил, что к 2019-2020 годам Кипр и Израиль смогут поставлять в Европу до 20 млрд кубометров газа, причем — по достаточно безопасному маршруту.
— Запасы газа в исключительной экономической зоне Кипра представляют собой огромную стратегическую важность — прежде всего, для самого Кипра, во-вторую очередь, для Греции, и наконец, для Европы в целом, — сказал в интервью директор экспертного центра «Обсерватория европейской энергетической политики», доктор Теодорос Цакирис. — К концу года нынешнего или к началу будущего, после окончания разведочного бурения, начало которого запланировано на 21 сентября, мы будем иметь ясное представление о геоморфологии и извлекаемости здешних газовых резервов.
Предварительные сейсмографические исследования говорят о наличии здесь около 280 млдрд кубометров газа. Чтобы стали понятны эти масштабы отмечу — газа с кипрского блока № 12 хватит для удовлетворения спроса на газ всей Греции в течение 70 лет, при условии, что уровень внутреннего потребления газа сохранится на нынешнем уровне, приблизительно в 3,65 млрд кубометров в год.
Еще более важной может оказаться динамика роста резервов с учетом того, что географически эти залежи распространяются и на соседнюю исключительную экономическую зону Израиля. Если географические контуры подтвердятся, то это будет означать общий резерв в 730 млрд кубометров, включая и гигантсткое израильское месторождение “Левиафан” в 40 км от кипрского месторождения. Для сравнения — подтвержденные газовые резервы Ливии составляют 1,54 трлн кубометров, а резервы месторождения “Шах-Дениз”, от которых напрямую зависит реализация основных европейских газопроводных проектов — 1,2 трлн кубометров.
Именно запасы кипрской шельфовой зоны позволят обеспечить экспорт газа на европейский рынок в объеме около 20 млрд кубометров в год. При этом надо иметь в виду, что общий объем поставок в 2010 году газа в Европу из Египта и Ливии составил около 15,5 млрд кубометров. Как ожидается, азербайджанский экспорт газа через Турцию, судя по всему, до 2020 года не превысит 10 млрд кубических метров. Помимо этого кипрско-израильский газовый экспорт в Европу не несет в себе значительных транспортных рисков, если он будет осуществляться на танкерах-газовозах — в то время, как трубопроводы должны пролегать через политически неспокойные регионы Кавказа и турецкого Курдистана.
— А как бы вы определили стратегический интерес Израиля в этом проекте?
— C помощью Кипра и Греции Израиль получает в свои руки механизм, с помощью которого он сможет оказывать влияние на ЕС и выступать как один из ведущих экспортеров углеводородов. Это может произойти в случае использования резервов месторождения “Левиафан” и его объединения с кипрским блоком № 12 в единую экспортную систему. Строительство подобной системы (трубопроводы и терминал по сжижению газа) будет стоить, по предварительным подсчетам, около 10 млрд долларов и станет крупнейшей инвестицией в новейшей истории Кипра.
— А что блок №12 может дать для Греции?
— Если спрос на газ в Греции вырастет к 2020 году до 7-8 млрд кубометров в год, то газ с кипрского месторождения легко может покрыть 50% от этого объема. Помимо собственно снижения энергозависимости это добавит нашей стране и увеличение политического влияния. Во-первых, можно будет отбирать меньшие объемы газа из трубопроводов, идущих через Грецию в Европу, тем самым усиливая позиции в отношениях с Турцией и Азербайджаном, а также по любому совместному инфраструктурному проекту, проходящему через греческую территорию. Наконец, это стимулирует совместное освоение греческого и кипрского участка Средиземного моря, являющегося, напомню, европейским морем.
— А что вы можете сказать о собственно греческих газовых резервах? Существуют ли они?
— Хотелось бы верить, что через 12-18 месяцев начнется первое разведочное бурение в Ионическом и Ливийском морях. К декабрю ожидается создание в стране греческой специализированной, которая займется регулированием деятельности в области разведки и добычи углеводородов. В тот же самый период греческое Министерство окружающей среды, энергетики и изменений климата проведет общественные слушания на основе карт, составленных в ходе первых сейсмографических исследований, проведенных еще в 1997 году. На их базе начнется следующий этап подобных исследований. К ним интерес уже проявляют французские, норвежские и американские компании. Думаю, что через 3-4 года после этого можно будет говорить об увеличении национального производства углеводородов в Греции. Об этом пишет газета Isotomia.
Подготовил Валерий Емельянов
Источник: «Нефть России»
Комментарии