Тема поставок туркменского газа в Украину выпала из поля зрения официальных сообщений по итогам двухдневного визита в Ашхабад президента Виктора Януковича. Еще 12 сентября, предваряя поездку главы Украины в Туркменистан, ряд украинских чиновников оптимистически оценивали возможность возобновления импорта туркменского газа в Украину.
«Этот визит носит политический характер, а не экономический. Как известно, у Туркменистана есть контракт с Россией на поставку газа – это главное. Любой западной стране, европейской, Украине нужно договариваться с Россией о транзите туркменского газа. Поскольку единственный из Туркменистана газопровод «Центральная Азия – Центр» (контролируется «Газпромом» – Т.Б.) не может пропустить большие объемы газа. Фактически он ограничен 40 млрд газа в год», – говорит Русской службе «Голоса Америки» Юрий Корольчук.
По его словам, к важным аспектам, ограничивающим возобновление сотрудничества между Киевом и Ашхабадом, относится и то, что Туркменистан ориентирует экспорт своего газа не в Европу, а в Китай.
Кроме того, «Европейский Союз начинает переговоры с Азербайджаном и Туркменистаном относительно строительства подводного Транскаспийского газопровода. Газ в объеме 31 млрд кубометров в год будет транспортироваться через территорию Азербайджана в Турцию и дальше в страны ЕС. Украина также могла бы воспользоваться этим шансом, заявить о своем участии в проекте», – говорит Юрий Корольчук.
Однако, российский эксперт, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, наоборот, утверждает, что одного желания Евросоюза и двух прикаспийских стран для воплощения этого проекта в жизнь недостаточно.
«Туркмения, Азербайджан – «за» реализацию этого проекта, а Россия, Иран, Казахстан – «против». Глава Туркмении достаточно адекватный человек, он понимает, что в данном проекте он натолкнется на очень серьезные проблемы в отношениях с Россией. Без разрешения России никакого Транскаспийского трубопровода не будет», – говорит Евгений Минченко Русской службе «Голоса Америки».
В то же время он с уверенностью смотрит в будущее украинско-российских газовых отношений.
По материалам Тарас Бурнос Голос Америки
Комментарии