История с предполагаемым иранским заговором с целью убийства посла Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра (Adel al-Jubeir) наглядно продемонстрировала, что Вашингтон и Эр-Рияд воспринимают Тегеран как общего врага. Случившееся дополнительно усилило постоянные опасения двух стран относительно Ирана. При этом в прошлом партнерство между США и Саудовской Аравией лишь укрепляло наиболее воинственные тенденции с обеих сторон вместо того, чтобы их смягчать.
После того, как коалиция во главе с США вторглась в Ирак и его оккупировала, влияние Ирана на его союзников и единоверцев в Сирии, Ливане, странах Персидского залива и на Палестинских территориях сильно возросло. Лидеров Саудовской Аравии это всерьез обеспокоило, и в феврале 2007 года министр иностранных дел принц Сауд аль-Фейсал (Saud Al-Faisal) призвал Соединенные Штаты увеличить военно-морское присутствие в Персидском заливе, заявив американскому дипломату, что, если Вашингтон предоставит свои силы, Эр-Рияд найдет для этого оправдание.
Разумеется, именно Саудовскую Аравию тревожит возможность удара иранских ракет SCUD по нефтяным объектам королевства. Именно Саудовская Аравия боится, что иранская ядерная программа поставит под угрозу региональный престиж саудовской династии. Именно Саудовская Аравия утверждала, что шиитский и персидский Иран стоит за охватившими регион массовыми народными волнениями и пытается с их помощью подорвать позиции суннитских арабских режимов. Если Соединенные Штаты расширят диапазон своих политических, экономических и военных выпадов против Ирана, это лишь подтолкнет иранцев и саудитов к новым интригам. Кроме того, это может также подтолкнуть Иран и другие страны к попыткам получить средства ядерного сдерживания. Если Америка незамедлительно отреагирует на предполагаемый заговор, как советуют сделать некоторые политологи, она только еще сильнее запутается во внутренних мусульманских противоречиях между шиитами и суннитами, не имеющих отношения к насущным интересам Соединенных Штатов.
Отметим, кстати, что-то презрение, которым сейчас обливают одиозный иранский режим, предстанет совсем в другом свете, если вспомнить, что одним из самых деспотичных режимов на Ближнем Востоке по-прежнему остается Саудовская Аравия – стратегический союзник Америки. И сколько бы грозных слов ни звучало по поводу поддержки Тегераном террористов, в реальности основные средства террористические организации по всему миру по-прежнему получают от спонсоров из Саудовской Аравии.
Малу Инносент (Malou Innocent) «The National Interest«, США