После гибели Муаммара Каддафи возрастает актуальность вопроса о разделе богатств Ливии. Главную ценность в стране представляют запасы нефти (29,5 млрд баррелей) и залежи природного газа (1,6 трлн кубометров). Первыми в очереди на подписание контрактов с новыми властями стоят страны, при активном участии которых произошла смена режима,— Великобритания, Франция, США, Италия и Катар.Как пишет «Коммерсант», некоторые из них начали готовиться к дележу задолго до окончания войны. Депутат Европарламента от Великобритании Эндрю Бронс рассказал недавно о тайной сделке на сумму $1 млрд между лондонским нефтетрейдером Vitol и ПНС, совершенной при посредничестве британского министра международного развития Алана Данкана — бывшего консультанта Vitol. «Теперь эта компания может получить монопольные права на торговлю ливийской нефтью. Не надо быть сторонником подлого тирана Каддафи, чтобы усомниться в мотивах Запада, поддержавшего ливийских повстанцев!» — возмущается депутат.
По мнению же эксперта журнала Foreign Policy Джона Дали, большая часть ливийского нефтяного пирога достанется Франции. Он ссылается на письмо, отправленное еще 3 апреля одним из представителей ПНС эмиру Катара, в котором говорилось, что «Франция получит 35% нефти в обмен на поддержку» оппозиции. Копию письма в сентябре опубликовала газета Liberation. На остающуюся после британцев и французов долю претендентов, по словам эксперта, немало: «есть итальянская ENI, американские и канадские компании Marathon, ConocoPhillips, Hess, Occidental и Suncor, прекратившие работу в Ливии в начале военных действий, есть бразильская Petrobras и российские «Газпром нефть» и «Татнефть», вложившие миллиарды в Ливию до начала войны».
Российские интересы в Ливии энергоносителями не ограничиваются. «Газпром» имеет доли в участках и концессиях с запасами 300 млрд кубометров газа и 110 млн тонн нефти. В январе компания подписала соглашение с итальянской ENI, по которому за $178 млн получила 16,5% месторождения Elephant. «Татнефть» вела геологоразведочные работы на четырех участках. ОАО РЖД реализовывало проект стоимостью €2,2 млрд по строительству дороги Сирт—Бенгази. «Рособоронэкспорт» в прошлом году договорился о поставках Ливии вооружений на $1,8 млрд.
Вице-президент МКГ Ален Делетроз считает, что «в новой Ливии российские компании не будут чувствовать себя столь вольготно, как при Каддафи». «Самые выгодные контракты будут распределены между представителями тех стран, которые наиболее активно поддерживали ПНС,— пояснил он изданию.— В то же время россиян не надо списывать со счетов, у них есть шансы зацепиться за ливийский рынок, ведь Москва вела диалог с повстанцами еще до взятия Триполи».
Китай, который также долгое время отказывался официально признавать повстанцев, имеет, как считают эксперты, хорошие шансы поучаствовать в ливийском дележе. «Китайцы даже раньше членов НАТО довели до сведения новых властей Ливии готовность участвовать в реконструкции страны,— напоминает Джон Дали.— У них нет отягощающего колонизаторского прошлого, зато есть много денег».
Источник: rosbalt.ru