В Брюсселе страны ЕС ввели эмбарго на импорт нефти из Ирана. Продажа нефти и газа обеспечивает три четверти валютных поступлений Ирана. Для Тегерана эмбарго равносильно объявлению войны, — пишет www.dw-world.de.
В прошлом году Иран заработал 75 миллиардов долларов на продаже нефти и газа. Это более 75 процентов всех валютных поступлений. Примерно пятая часть импорта иранской нефти приходится на страны Евросоюза. В понедельник они ввели эмбарго на закупки иранской нефти. Ужесточение санкций призвано вынудить Тегеран заморозить свою атомную программу.
Остановить распространение атомного оружия на Ближнем Востоке
Европейцы полны решимости сорвать атомные планы Ирана. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг прямо говорит, что цель эмбарго — не допустить распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке, поскольку это грозит гонкой вооружений в регионе и ставит под сомнение эффективность Договора о нераспространении атомного оружия. Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) подчеркнул, что никто не стремится вводить санкции, но они необходимы, потому что ядерное оружие в руках Ирана — это угроза для региона, но и для всего мира. В то же время, Евросоюз всегда готов возобновить переговоры.
Профессор политологии тегеранского университета Садек Зибакалам уверен, что Иран сумеет преодолеть последствия эмбарго. Но сумеют ли европейские страны восполнить пробелы? Больше других зависят от иранской нефти Италия, Испания и Греция. Для Афин эмбарго — очередная катастрофа, поскольку в настоящее время страна не платит за иранскую нефть, Тегеран поставляет ее в долг. Кто обеспечит Грецию нефтью по приемлемым ценам — Германия, Франция, Еврокомиссия?
Основные импортеры иранской нефти — азиатские страны
КНР, Япония, Индия и Южная Корея — основные покупатели иранской нефти. На их долю приходится около 60 процентов всех продаж. США в последнее время оказывают повышенное давление на эти страны с целью заставить их присоединиться к эмбарго. Можно предположить, что Япония и Южная Корея, скрепя сердце, уступят нажиму.
Заместитель министра иностранных дел Индии Ранджан Матхаи уже заявил, что его страна присоединится к санкциям лишь в том случае, если их введет Организация Объединенных Наций, а до этих пор по-прежнему будет покупать нефть у Ирана. Официальный представитель МИД КНР Лю Вейминь предпочитает дипломатические иносказания. По его словам, руководство в Пекине не считает, что проблемы с Ираном можно решить с помощью эмбарго. В то же время Пекин ведет переговоры о дополнительных поставках нефти с Саудовской Аравией. В случае введения полного эмбарго лишь эта страна в состоянии восполнить иранскую долю на мировом рынке нефти.
Блокада Ормузского пролива — единственное оружие Ирана
Население Ирана составляет почти 75 миллионов человек. Экономика пробуксовывает. Курс национальной валюты — риала — только за последний год снизился наполовину по отношению к доллару и евро. Иран полностью зависит от экспорта энергоносителей. Сколько нефтедолларов тратится на финансирование атомной программы Ирана, неизвестно.
Профессор политологии тегеранского университета Садек Зибакалам предостерегает, что попытка лишить Иран доходов от продажи нефти равносильна объявлению войны Исламской Республике. Чтобы выжить, режим должен нанести ответный удар. А единственная возможность — это блокада Ормузского пролива, единственного морского пути транспортировки нефти из стран Персидского залива. Правительство США уже недвусмысленно заявило, что подобной блокады не допустит. В переводе с дипломатического языка это означает только одно: вооруженный конфликт.
Источник: «Нефть России»
Комментарии