Похоже, Азербайджан пытаются втянуть в большие геополитические игры. Последние события в этой стране заставляют думать, что официальный Баку оказался на острие политико-экономического противостояния сразу нескольких ведущих игроков на мировой «шахматной доске». Это Евросоюз, США, Россия, Турция и Иран. Но обо всем по порядку.
Азербайджан могут переименовать. Как? Почему? Зачем? Оказывается, с таким предложением выступили сразу несколько депутатов азербайджанского парламента — Милли Меджлиса. В других обстоятельствах быть может, этот факт удостоился места разве что в разделе «Курьезы», однако предложение депутата Гудрата Гасангулиева тянет на настоящую сенсацию. Дело в том, что он предложил поменять нынешнее название государства — Азербайджанская республика – на более чем неполиткорректное- Республика Северный Азербайджан. Вроде бы почти так, да не совсем. Как известно, черт кроется в деталях. Прилагательное «северный» предполагает, что имеется и «южный». А если учесть, что «южный» находится в составе другого, соседнего государства, имеющего сейчас массу проблем во взаимоотношениях с ведущими мировыми центрами влияния, то невинное с виду филолого-патриотическое упражнение никому за пределами Баку неизвестного депутата Гасангулиева приобретает вид форменного дипломатического скандала.
Как известно, территория нынешнего Азербайджана исторически это действительно «северный» Азербайджан, состоящий из земель Аррана с центром в Гяндже (формально провинцией сельджукского султаната, управлявшейся от имени султана в раннее средневековье и до начала персидских завоеваний тюркской династией атабеков-Ильдегезидов) и княжества Ширван с центром в Шемахе. Именно эти две территории позднее вошли в состав Российской империи, в то время как населенный преимущественно курдами «южный» Азербайджан с центром в Тебризе остался во владении сасанидской Персии. Россия несколько раз безуспешно воевала за эти земли, но, в конце концов, вынуждена была смириться со статус-кво.
Международно-правовой статус обеих частей Азербайджана был закреплен двумя договорами между Российской империей и Персией. Согласно подписанному по окончании русско-персидской войны 1804-1813 г.г Гюлистанскому мирному договору ( 1813 г.) Персия признавала переход к России части современного Азербайджана, где находились Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское и Кубинское ханства. Второй договор, подписанный Россией и Персией в деревне Туркманчай близ Тебриза 10 (22 февраля) 1828 года ( в выработке его условий принимал участие Александр Грибоедов) подтверждал территориальные приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года и закреплял новые, в числе которых были Эриванское и Нахичеванское ханства.
Впоследствии именно эти, отторгнутые Россией у Персии территории и стали основой для Азербайджанской ССР и затем ее правопреемницы — Азербайджанской Республики в ее нынешних границах. И вот теперь азербайджанские политики заговорили о том, чтобы вернуться к событиям двухсотлетней давности, дать юридическую оценку упомянутым выше договорам, и, исходя из этого, переименовать Азербайджанскую Республику в Республику Северный Азербайджан.
Возникает вопрос: зачем? И вот тут начинается самое интересное. Как известно, отношения между Азербайджаном и его южным соседом Ираном никогда не были особенно теплыми. Причин тому много и мы тут на них останавливаться не будем. Зато отметим, что в отличие от азербайджано — иранских, азербайджано-турецкие отношения всегда отличались показательной теплотой. Официальный Баку активно включался в спонсируемые Анкарой пантюркистские геополитические проекты в сфере образования, информационного пространства, экономики. Голоса двух стран очень часто звучали в унисон на различных международных площадках. Из последнего стоит упомянуть активную поддержку Турции со стороны Азербайджана во время совсем свежих скандалов связанных с попыткой признания геноцида армян Конгрессом США и французским парламентом. Интересно, что во Франции этот раздражающий Анкару вопрос подняли политики из традиционной проамериканской группы влияния, поддерживающие Саркози, известного своим движением в фарватере внешнеполитических инициатив Белого Дома.
Это, так сказать, турецкий фронт. А что же мы видим на иранском направлении? А там происходят не менее интересные вещи. В частности, концентрация кораблей ВМФ США в Ормузском проливе, давление на руководство Ирана по линии МАГАТЭ, попытки собрать достаточный пул в Совбезе ООН для введения еще более жестких санкций. А пока пул собрать не удается, ЕС вводят санкции в одностороннем порядке, ограничивая поставки иранской нефти на свой рынок. Тегеран, в свою очередь, пытается идти на опережение и не дожидаясь санкций сам угрожает прекратить поставку нефти в Европу.
А что же другие игроки? Ее основной экономический интерес в регионе, это конечно же, пресловутый «Южный поток», по поводу которого Москва так долго уламывала Турцию. Не забываем про конкурирующий европейский проект газопровода «Набукко». Последний, правда, сейчас буксует, по причине того, что представителям ЕС пока не удалось найти желающих заполнять трубопровод ни в Азербайджане, ни в Туркменистане. Строительство газопровода неоднократно откладывалось, сейчас официальный срок его пуска — 2018 год. Неудивительно, что обладающий большими резервами газа Азербайджан, является сегодня наиболее притягательной целью для желающего диверсифицировать источники поставок углеводородов Евросоюза.
И вот на этом фоне небольшой сенсацией стало обнародование совместных планов Турции и Азербайджана по строительству газопровода в Европу пропускной способностью в 16 миллиардов кубометров в год. Стоимость строительства составит 5 миллиардов долларов. В консорциум вошли азербайджанская государственная нефтегазовая компания Socar и турецкая Botas. И хотя СП, по заверениям Анкары и Баку, будет открыто и для других участников, сам факт его создания не вызвал большого удовольствия в европейских столицах. Тем более, что пустить газ европейским потребителям предполагается в 2017 году, то есть на год раньше «Набукко». Интересно также, что Азербайджан не пылал энтузиазмом по поводу того же «Набукко», однако оперативно договорился с турками. Единственным конкурентом остается все тот т же Иран с его значительным нефтегазовым экспортным потенциалом. Так что, если этому проекту не помешают, европейцам придется выбирать от кого зависеть на южном направлении: от «Газпрома» или турецко-азербайджанского консорциума. В любом случае диктовать условия будет поставщик. А Европу успешно вытеснили с этой роли.
В свете наметившегося тесного, хотя и неформального азербайджано-турецкого альянса нетрудно заметить некоторые моменты. Во-первых, общеизвестно, что Анкара очень внимательно следит за активностью США и их союзников на Ближнем и Среднем Востоке. Периодические рейды турецкой армии вглубь иракского Курдистана и активная озабоченность ситуацией в обложенной европейско-американским альянсом Сирии не дает оснований усомниться в том, что Турция заняла позицию выжидающего стервятника, который не упустит своего и поживится за счет соседей, если они ослабнут в результате иностранного вмешательства. В конце концов, только активное присутствие в Ираке американских войск помешала Анкаре аннексировать населенный курдами север Ирака. Не вызывает сомнений и судьба северных регионов Сирии в случае краха режима Башара Асада. Таким образом, по мере истончения буфера Турция вплотную упирается ( и в переносном и в прямом, географическом) смыслах в интересы своего давнего соперника в борьбе за гегемонию в регионе- шиитского Ирана. А значит, столкновение этих двух региональных лидеров неизбежно.
Сейчас Иран находится под прицелом у американцев. Составляющей антииранской стратегии удушения является помещение Ирана в кольцо недружественных стран. Афганистан, Катар, Ирак. Незакрытым до недавнего времени оставалось только северное, азербайджанское направление. Теперь, очевидно, пришел черед Баку. Интересная деталь: явно антииранское предложение о переименовании страны высказал депутат от оппозиционной Единой партии Народного фронта Азербайджана (ЕПНФА). «Две трети территории Азербайджана входят в состав нынешнего Ирана, поэтому необходимо переименовать Азербайджанскую Республику в Республику Северный Азербайджан», — цитирует оппозиционера агентство «Новости-Азербайджан».
Учитывая расклад в азербайджанском парламенте, где подавляющее большинство мест принадлежит партии президента Алиева «Единый Азербайджан», наивно думать, что какой-то оппозиционный одиночка взял бы на себя смелость в азербайджанских реалиях поднимать такие вопросы. Можно предположить, что в данном случае руками оппозиции власть прощупывает почву и проверяет реакцию соседей. Косвенным подтверждением такой версии может служить то, что предложение депутата-оппозиционера было встречено его провластными коллегами с полным пониманием, а заместитель исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан» Сиявуш Новрузов развил инициативу коллеги по парламенту, заявив о том, что «в мире имеются такие примеры, как Северная Корея и Южная Корея, Северный и Южный Кипр. Было бы целесообразным, если бы Азербайджан, как расколотое государство, назывался бы Северным Азербайджаном». А другой депутат от правящей партии, Фазаил Агамалы даже предложил провести референдум и внести дополнения в статью 11 конституции Азербайджана о том, что Азербайджан состоит из Северного, Южного и Западного Азербайджана.
Нетрудно догадаться, что подобные историко-географические изыскания будут встречены в Тегеране в штыки. Недружественный характер подобного демарша очевиден. Остается только догадываться, на что надеется Баку: на похвалу или же более зримые бонусы от американцев, которые должны по достоинству оценить подыгрывание со стороны Азербайджана в их военно-дипломатической игре против Тегерана, либо и впрямь режим Ильхама Алиева всерьез рассчитывает на территориальные приобретения в случае гипотетического военного конфликта США с Ираном и распада последнего. Быть может, Баку и Вашингтон при посредничестве Анкары уже делят «шкуру неубитого Ирана»?
Источник: Алексей Блюминов, политолог Хвиля
Комментарии