Рынок нефти изменится до неузнаваемости

Растущая напряженность вокруг Ирана вынуждает импортеров лихорадочно искать новые источники нефти и стимулирует экспортеров выдвигать смелые предложения.

Доля собственно иранской нефти на мировом рынке относительно невелика: по данным ОПЕК, он экспортировал в прошлом году чуть более 2,5 млн баррелей в сутки (при общем объеме мирового потребления в 90 млн баррелей). Однако Тегеран не раз предупреждал, что перекроет Ормузский пролив, если ему будут серьезно досаждать, а это уже угрожает срывом поставки на мировой рынок львиной доли нефти из Персидского залива – около 18 млн баррелей в сутки. Концентрация американских авианосцев в Заливе не способствует разрядке напряженности. В этих условиях любое известие об увеличении добычи черного золота кем-либо из экспортеров ложится как бальзам на душу встревоженным потребителям. И такие известия не заставляют себя ждать.

Наиболее значительно и быстро добычу нефти может увеличить Саудовская Аравия: для этого ей нужно просто расконсервировать резервные скважины – что, собственно, она и собирается сделать. И сразу заместить на рынке весь иранский нефтяной экспорт. Кроме того, планомерно наращивает темпы добычи нефти Ирак: он уже превысил показатели времен Хусейна. В декабре там производилось более 3 млн баррелей в сутки, что стало рекордом последних 20 лет, из них на экспорт направлялось 2,2 миллиона. Министерство нефти Ирака заявило о готовности в этом году увеличить добычу до 3,4 млн баррелей, а экспорт – до 2,6 млн баррелей в сутки. Такое увеличение показателей станет возможным благодаря началу разработки месторождения Al Deema в Персидском заливе.

Правда, в этих случаях речь опять идет о Персидском заливе, где неспокойно. Если нефтяной трафик через Ормузский пролив окажется перекрытым или хотя бы нарушенным, планы по наращиванию экспорта нефти из всех стран Залива придется отложить. Пострадают и поставки из Саудовской Аравии, которая не может экспортировать всю нефть через порты западного побережья.

В этих условиях основные надежды связываются с экспортерами нефти из других регионов, тем более что обнадеживающие новости приходят практически со всех континентов. В Африке Ливия восстанавливает довоенный уровень добычи. Производившая при Каддафи 1,6 млн баррелей в сутки и резко сократившая добычу во время гражданской войны, в январе, по данным Bloomberg, Ливия вышла на уровень 1,3 млн баррелей – вдвое больше, чем в декабре. В Национальной нефтяной корпорации уверены, что на былой уровень страна выйдет уже к середине этого года.

В обеих Америках тоже царит нефтяной оптимизм. Восходящей звездой мирового рынка черного золота в последние годы стала Бразилия. По мере разведки новых шельфовых месторождений она с 2002 по 2011 гг. нарастила добычу нефти на 55%, а газа – на 45% и уверенно вошла в число стран-экспортеров. По данным бразильского нефтегазового холдинга Petrobras, в прошлом году экспорт составлял более 0,5 млн баррелей в сутки, а к 2020 г. руководство компании планирует увеличить его до 1,6 млн баррелей.

Не менее существенную прибавку к мировой добыче нефти сможет обеспечить и ее крупнейший потребитель – США. Согласно опубликованному в конце января прогнозу Управления по энергетической информации (EIA), добыча нефти в стране в ближайшие десять лет вырастет на 20% благодаря расконсервации запасов Мексиканского залива и сланцевым месторождениям. Таким образом, к 2020 г. США смогут добывать до 6,7 млн баррелей в сутки, что составит максимальное значение с 1994 года.

В более отдаленной перспективе нефть, возможно, начнут добывать в Антарктиде. Но, во-первых, чтобы точно узнать места ее залегания, нужно туда «добуриться»; во-вторых, добыча нефти в антарктических условиях пока не только нерентабельна, а просто технически невозможна. Впрочем, не исключено, что довольно скоро соответствующие технологии появятся в распоряжении норвежских нефтяников, которые сейчас активно «тренируются» в Арктике.

А вот Россия импортеров топлива ничем не порадовала. Согласно данным ЦДУ ТЭК, в прошлом году она увеличила добычу нефти на 1,23% (до 511,4 млн т), но экспорт при этом сократился на 2% (до 242 млн тонн). В начавшемся году наблюдается прежняя тенденция: в январе добыча превысила аналогичный показатель прошлого года на 1,5%, но экспорт снизился на 1,9%. Причем Минэнерго РФ не обещает повышения показателей: согласно планам ведомства, в период до 2020 г. объем добычи нефти в стране будет составлять все те же 505 – 510 млн т в год. Следовательно, прежним останется и объем экспорта.

В целом же слухи о грядущем нефтяном коллапсе явно преувеличены. Нефть не будет дешевой, но она будет. Приостановление иранского экспорта или даже кратковременное перекрытие Ормузского пролива не станут фатальными для рынка, хотя и вызовут скачок цен. Значение Ближнего Востока как мировой «бензоколонки» будет снижаться, и нефтяные потоки станут менять свои русла.

Источник: Утро

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *