Сложная ситуация на Ближнем Востоке имеет много составляющих, среди которых на первые позициях находится, конечно, энергетический фактор. Речь идет о перспективах реализации известного проекта газопровода Nabucco, которому в последнее время западные СМИ уделяют повышенное внимание.В частности, на днях с большой публикацией на эту тему выступила The Financial Times. С одной стороны, эта газета констатирует, что акционеры Nabucco вынуждены отказываться от прежних амбициозных планов. С другой, утверждается, что озвученные планы по этой магистрали нельзя считать окончательными: в ближайшее время европейцы намерены возобновить переговоры по Nabucco со среднеазиатскими странами, но уже с учетом так называемых «иранских перспектив». The Financial Times не скрывает, что под «перспективами» имеется в виду возможность глобальных геополитических изменений в этом регионе, под чем подразумевается вероятности нанесения военного удара по Ирану. По оценке евроэкспертов, это позволит рассматривать Иран в качестве сырьевой базы Nabucco. Но проблема не только в Иране. Европа оценивает и возможности «разблокирования» проблемы юридического статуса Каспийского моря, который не позволяет в полной мере реализовать намеченные планы.
Это информация любопытна еще и потому, что совсем недавно было подписано межгосударственное соглашение между Азербайджаном и Турцией по проекту строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP). В этой связи многие эксперты заявляли, что на проекте Nabucco можно поставить точку и заказывать по нему реквием: нет сырья для наполнения трубы, нет финансирования. К тому же если оценивать ситуацию с технической точки зрения, то не видится особых проблем с возможностями подключить к нему и трубопровод из Туркмении по дну Каспия.
Но не всем в Европе по душе сценарий создания «тюркского энергетического альянса» вместо Nabucco, поскольку, по мнению директора турецкого Центра ближневосточных стратегических исследований (ORSAM) Хасана Канболата, это приведет к «геополитической трансформации региона». Тем более, что Вашингтон усматривает в отказе от Nabucco ослабление своих позиций на «Большом Ближнем Востоке» и на европейском энергетическом рынке. Хотя изначально было очевидно, что найти альтернативу иранскому газу для этого проекта будет сложно. Существовали возможности начала поставок газа из одной из провинций Ирака. Но ситуация в этой стране день ото дня осложняется. Появились сообщения, что запущен предварительный международный процесс признания независимости Южного ( Иракского) Курдистана. Одним из свидетельств этого является признание правительством Бельгии флага региональной курдской автономии на уровне двусторонних дипломатических отношений. Что особенно важно подчеркнуть, бельгийское государство дало разрешение на вывешивание курдского национального флага над зданием официального представительства регионального правительства Южного Курдистана в Брюсселе.
Запад рассматривал и возможность вовлечь в Nabucco среднеазиатские страны. Однако попытка оказалась безуспешной, поскольку это связано с целым рядом проблем не только технического, но и политического характера. Кроме того, Средняя Азия более ориентирована в поставках энергоносителей на Восток, а не на Запад. Государствам региона, конечно, хотелось бы присутствовать и на европейском рынке, однако есть целый ряд сложностей, который в ближайшие годы без серьезных геополитических трансформаций вряд ли будет разрешен. Но в случае, если Западу каким-либо образом удастся подключить к Nabucco Иран, этот проект имеет все шансы на реализацию. Тогда «Южный поток» получит серьезного конкурента, а России будет брошен еще один серьезный вызов в регионе. Так что ближайший ход событий на «Большом Ближнем Востоке» будет определяться готовностью Запада «идти до конца», или вступить на путь поисков компромиссов.
Источник: Андрей Куприянов для «ФК-Новости»
Комментарии