«Темная лошадка» кенийской нефти как новый фактор геополитики.
Мир облетела малозаметная для большинства новость – в Кении впервые нашли нефть. Несмотря на то, что доступная информация крайне скудна, важность находки трудно переоценить. Событие тянет на разряд глобальных, так как способно внести существенные изменения в экономику не только региона, но и некоторых сверхдержав. Рассмотрим его подробнее.
Что такое Кения?
Кения – это самое быстроразвивающееся государство Восточной Африки. Численность населения превышает 40 млн. человек. Основной род занятий – сельское хозяйство. До сегодняшнего дня считалось, что страна не обладает существенным ресурсным потенциалом.
Значительный вклад в ВВП страны вносит туристическая сфера. Кения является центром притяжения туристов со всего света, одновременно являясь популярной областью для секс-туризма и одним из лидеров по распространению ВИЧ-инфекции.
Быстрое развитие Кении обусловлено ее выгодным географическим расположением. Кения – региональный центр торговли и финансов Африки. Для того чтобы шагнуть на новую ступень развития этому восточноафриканскому государству не хватало только одного – нефти.
Многочисленные нефтяные компании усердно бурили скважины в поисках месторождений углеводородов, но все было напрасно. Нефтяные гиганты США и Канады с 50-ых годов прошлого века вкладывали огромные средства в разведку, понимая, что в случае удачи, прибыль многократно превысит их издержки.
Удачная находка
Нефть в Кении обнаружила крупнейшая в Европе частная компания Tullow Oil (штаб-квартира в Лондоне), утерев таким образом нос многочисленным конкурентам. Нефтяное месторождение было открыто в районе оз. Туркана (участок 10А, см. рисунок) на северо-западе страны. Примечательно, что самая массовая разведка традиционно проводится не здесь, а на побережье.
Tullow Oil имеет 85 лицензий на разработку нефтегазовых месторождений в 23 странах мира. Наибольшее их число сосредоточено в Африке. В Кении компании вновь повезло. До этого она открыла крупные месторождения в Гане и Уганде.
В Гане нефтеносные участки были обнаружены в 2007 году (предполагаемый возобновляемый ресурс до 1 млрд. баррелей), а уже через три года здесь началась добыча нефти.
Помимо этого Tullow Oil открыла угандийские месторождения в районе озера Альберт объемом 2,5 млрд. баррелей. Правда позже была вынуждена уступить третью долю в пользу китайской корпорации CNOOC Ltd.
Об объеме обнаруженных месторождений в Кении пока нет точных сведений. Президент республики Мваи Кибаки назвал открытие «настоящим прорывом», а руководство Tullow Oil подчеркнуло, что находка превзошла все ожидания.
Китайская экспансия
В 2006 году к поискам нефти в Кении подключился Китай в лице государственной корпорации CNOOC Ltd. Изначально Китай получил право на изучение шести крупных блоков общей площадью более 155 тыс. кв.м. Однако вскоре китайским нефтяникам стало очевидно, что они раскрыли рот на кусок, который не в силах проглотить. В итоге китайцы в добровольном порядке отказались от четырех блоков, сосредоточившись на поиске газа в двух их них (L3 и L4 на впадине Ламу, см. рисунок)
Однако, усилив свое присутствие в стране, Китай, не откладывая в долгий ящик, принялся активно проникать в другие отрасли. Результаты не заставили себя долго ждать. За короткий срок Китай стал третьим экспортером в Кению, уступив место лишь ОАЭ и Индии. Причем объем китайского экспорта превышает импорт в 30 раз и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Американские производители уже ощутили на себе давление китайской продукции на местном рынке, причем как в сфере потребительских, так и промышленных товаров.
Китай не скупится на многомиллионные субсидии и гуманитарную помощь в адрес Кении. При этом действует обособлено от международных гуманитарных программ, проводя свою собственную политику и искусно плетя сеть политических связей в стране.
Еще одним не маловажным аспектом китайско-кенийского сотрудничества являются поставки китайского вооружения. Китайская национальная корпорация аэротехнологии China National Aero-Technology Import & Export Corporation (CATIC) поставляет в Кению оружие и амуницию. Только за последние годы Китай поставил 50 истребителей JF-17, три фрегата F-22P и 203 танка MBT-2000.
Наряду с этим, Китай энергично взялся за развитие крайне важных инфраструктурных проектов Кении. Среди них восьмиполосное шоссе из столицы Найроби в Тика; модернизация имеющихся дорог и международного аэропорта Jomo Kenyatta International Airport (JKIA); строительство электростанций и линий электропередач и многое другое.
Но, безусловно, главным проектом для Китая в Кении является проект крупнейшего в регионе портового комплекса в Ламу.
Морские ворота Кении
Запланированный портовый комплекс в Кении – проект, впечатляющий своим масштабом и играющий существенную роль в транспортной логистике всего региона. Предполагается, что рядом с архипелагом Ламу будет построен комплекс из 32 причалов порта, а так же новый НПЗ. Сюда же будет подведена железная дорога и нефтепровод, который свяжет Кению с богатыми нефтью соседями. Оценочная потребность в инвестициях – 25 млрд. долларов.
Естественно, что аграрная Кения не располагает такими средствами и для осуществления проекта потребовался крупный инвестор. Клич был брошен среди богатейших стран и первым на призыв откликнулся Катар. Что произошло дальше, можно только догадываться, так как все переговоры по проекту проходят за закрытыми дверями. Есть основания предполагать, что Китай сумел выдавить Катар из проекта.
Вероятно, первоначальная договоренность по которой Катар готов был инвестировать в порт в обмен на сельскохозяйственные угодья, потеряла актуальность совсем недавно. Связать это можно с резко возросшей значимость проекта после обнаружения нефти в соседней Уганде и Южном Судане. Найденные месторождения в Кении еще больше взвинтили инвестиционную привлекательность комплекса.
Африканская нефть через кенийский портовый комплекс отправится в морское путешествие в страны Азии и, по всей видимости, ее главным покупателем станет Китай. При этом не стоит забывать, что в Кении продолжаются поиски новых месторождений и есть вероятность, что сегодняшняя находка далеко не последняя.
Таким образом, Китай хоть пока и не преуспел в обнаружении кенийских углеводородов, но вполне успешно внедрился в местную экономику и застолбил место в важнейшем инфраструктурном проекте Восточной Африки.
Основные угрозы кенийскому экспорту
Первая угроза – это деятельность радикальной исламистской группировки «Джамаат Аш-Шабааб», недавно вошедшей в структуру «Аль-Каиды». Боевики, действующие на территории соседнего Сомали являются источником постоянной угрозы для Кении.
Вооруженные силы Кении неоднократно участвовали в войсковых операциях против «Аш-Шабааб» на территории Сомали, пытаясь оттеснить радикалов от своих границ. В ответ исламисты объявили Кении «джихад» и поклялись устраивать там теракты.
Последней громкой акцией «Аш-Шабааб» стала атака на автобусной остановке в Кении, которая привела к гибели и ранению большого количества мирных граждан.
Вторая угроза – морское пиратство. Сомалийские пираты продолжают свой промысел, невзирая на усилия международных сил безопасности. Нередко зоной нападения становится кенийское побережье. Так в прошлом году в 280 км от кенийского побережья пиратами был захвачен китайский танкер, шедший из Малайзии. Очевидно, что растущий кенийский экспорт станет привлекательной мишенью для пиратов.
Третья угроза – нестабильность в Южном Судане. Один из главных претендентов на экспорт нефти через новый кенийский порт – это богатый ресурсами Южный Судан. Однако это государство до сих пор не поделило месторождения с Суданом и едва ли эта проблема будет решена в ближайшее время.
На днях между Суданом и Южным Суданом вновь разгорелся конфликт, который больше похож на начало настоящей войны. Обе стороны постарались нанести максимальный ущерб спорным нефтяным месторождениям.
Четвертая угроза – соперничество Запада и Китая. США осуществляет планомерную политику по выдворению Китая из Африки. В некоторых случаях жертвами такой политики становятся страны, на территории которых разворачивается борьба гигантов. Ярким примером служит Ливия. Китай осуществлял свое внедрение в ливийскую экономику, ровно таким же образом как сейчас делает это в Кении. Таким образом для самой Кении долгожданная находка может обернуться весьма плачевными последствиями.
Иранский фактор
Кенийская нефть в случае если ее запасы действительно так велики, как мы предполагаем, безусловно, окажет влияние на экономику Ирана.
Во-первых, Иран являлся поставщиком нефти и нефтепродуктов в Кению. Во-вторых, кенийская нефть снизит потребность Китая в иранской нефти. В-третьих, та часть нефтяного экспорта ОАЭ, которая шла в Кению, станет доступна для того же Китая и Европы, страдающих от иранских санкций.
Впрочем, пока воздержимся от конкретных оценок, так как точных сведений об объемах разведанных месторождений пока нет. Более того, можно предположить, что эти цифры могут стать предметом политических манипуляций и давления на отдельные страны.
Подводя итог, скажем, что кенийская нефть пока остается «темной лошадкой» и её карта может быть разыграна самым непредсказуемым образом. При этом нет никаких гарантий, что «черное золото» принесет самим кенийцам долгожданное процветание и мир.
Источник: Однако