Набукко – предполагаемый газовый Святой Грааль из Каспия в Европу (от Турции до Австрии) длиной 4000 км – вечная мыльная опера Трубопроводистана.
Часть газа для снабжения Набукко может прийти из Азербайджана. Ещё одна его часть может – весьма проблематичное «может» – прийти из Туркменистана. Но любой уважающий себя энергетический аналитик знает, что Набукко возможен только при наличии природного газа из Ирана. А это произойдёт только через труп Вашингтона. Итак, ещё раз – бесхребетное политическое «руководство» Евросоюза, опять действуя подобно классным пуделям, – победоносно саботировало то, что всегда объявлялось их самым амбициозным энергетическим проектом. Они отступили перед США и полностью пожертвовали собственной энергетической безопасностью. И это те самые люди, которые никогда не упускали шанса открыто осуждать пребывание Европы в «газовых заложниках» российского Газпрома.
Что до Трубопроводистана, то там много наслаивающихся нюансов. Москва прилагает массу усилий, препятствуя присоединению Ирана к Набукко, поскольку основной момент её политической повестки дня – расширение своих газовых поставок в ЕС до 30%, что позволит ей держать Европу мёртвой хваткой.
Ключевое количество азербайджанского газа сконцентрировано в огромном месторождении Шах Дениз-2. За Южный коридор – через Италию – конкурируют два проекта. И ещё два других соревнуются на северном/балканском маршруте: один из них Набукко, а второй – отражающий сам дух названия Трубопроводистана – Южный восточно-европейский трубопровод (SEEP). Только в следующем году мир узнает последнюю главу этой нескончаемой мыльной оперы.
Для Южного коридора предпочтителен TAP (Транс-адриатический трубопровод), швейцарско-немецко-норвежское совместное предприятие. TAP будет использовать уже имеющуюся инфраструктуру и необходимы лишь инвестиции в короткий подводный трубопровод из Греции в Италию. Норвежская Statoil (и это имеет решающее значение) владеет 25,5% разработки Шах Дениз-2, что существенно облегчает задачу.
На северном/балканском маршруте, вероятно, уже близок закат Набукко. Скорее всего, выиграет проект ВР: он намного дешевле Набукко и не требует использования туркменского газа.
ВР – прославившийся загрязнением Мексиканского залива – оказался основным акционером Шах Дениз-2. Азербайджан – утонувший в коррупции – можно с полным основанием назвать страной ВР. Даже тесный союзник Вашингтон знает, что президент Азербайджана Ильхам Алиев – нечто вроде босса мафии. Азеры, к слову сказать, оказались любимчиками израильского лобби, столь любезного Вашингтону.
Взаимовыгодная партия
Признанный победитель в сложной битве на просторах Трубопроводистана – Турция. В конце концов, любой газ из Азербайджана в Европу должен пройти через неё. В декабре прошлого года Турция и Азербайджан заключили меморандум о совместном строительстве TANAP (Транс-анатолийский трубопровод). Со временем TANAP станет частью Южного коридора.
Даже если Азербайджан решит продать излишек газа России, Турция будет в выигрыше. Она разрешила подводное прохождение по своей территории российско-итальянского (Владимир Путин – Сильвио Берлускони) Южного потока в обмен на увеличение торговли и энергетические связи с Россией.
Но больше всех выигрывают русские. Южный поток начат. Газпром, со своей стороны, усилил своё очаровательное наступление по всей Центральной Азии; это значит, что чем больше газа оттуда импортирует Газпром, тем меньше его остаётся для Европы (ну, если только его продаёт не Россия….).
Возвращение Путина на пост президента в мае будет сопровождаться щедрыми дивидендами от стратегии, заложенной им ещё в 2000 году.
Назначенный Путиным глава Газпрома Алексей Миллер, используя вполне китайский менталитет беспроигрышности, полностью занят инвестированием в рост масштабов производства и его эффективностью при поставках энергии в государства региона.
Например, руководство Азербайджана отлично знает, что Россия – единственный игрок, способный постичь происходящее на Кавказе, а помимо этого она ещё и предлагает великолепные энергетические сделки. Итак, читайте письмена на стене: Россия при Путине от Кавказа до Центральной Азии станет ещё более влиятельной.
Чтобы это сработало, России надо торпедировать Набукко, но об этом уже позаботился все-европейский финансовый кризис. Набукко может прийти к потрясающим затратам в $25 миллиардов, и это при условии начала его строительства – может быть – к концу 2014 г. и завершения к концу 2017 г. Но все даты беспрестанно переносятся на годы. Азербайджан мог бы обеспечить менее половины газа. Никто никогда не знает наверняка, какой будет игра Туркмении. А Иран исключён повелением Его Величества – Вашингтона.
Но всё же TCP (Транс-Каспийский трубопровод) между Туркменией и Азербайджаном весьма вероятен. В теории он мог бы стать воротами, через которые Европа, наконец, получила бы (непрямой) доступ к центрально азиатским энергетическим богатствам Каспийского моря. Ашхабад и Баку, кажется, оба готовы к этому – помогут делу и переговоры, проводимые при посредничестве ЕС. Турция тоже их одобрила. Но Россия при Путине предпримет все усилия, чтобы подорвать идею TCP.
Но есть, кажется, ещё более неотложный вопрос – очнётся ли хоть кто-то в Брюсселе от мазохистского тумана, прекратит ли он чушь с санкциями и обсудит с Ираном энергетическую проблему.
Источник: Пепе Эскобар Полюс Мира