Арктика меняется и превращается в важный с точки зрения геополитики регион. Новые экономические перспективы в энергетике, добыче полезных ископаемых и морском транспорте дают значительные возможности традиционным арктическим странам, часть из которых уже весьма активно действуют в этом регионе, как, например, Россия и Норвегия. Другие медленно, но все же обращают внимание на Арктику, скажем, Соединенные Штаты Америки.
Новые перспективы привлекают внимание новых игроков, которые полны желания воспользоваться экономическим потенциалом и обладают правом голоса в вопросах изучения, эксплуатации и управления в данном регионе. Среди таких новых игроков — Китай и ЕС. Суммарным результатом этих и других событий является то, что Арктика сегодня становится глобальной. Ее уже нельзя воспринимать как пространственно или административно ограниченный регион. Она обретает новые формы и новую динамику в современной глобальной политике.
В этой глобальной Арктике существуют нерешенные и спорные вопросы (например, статус морских маршрутов и расширение границ континентального шельфа), способные вызывать дипломатические споры и даже конфликты. Но характерной чертой этого региона является многостороннее сотрудничество и коллективное управление. При этом там существуют различные политические интересы и силы, одобрительно относящиеся к принципу многосторонних отношений в Арктике. Россия, например, использует этот принцип для создания стабильной инвестиционной среды, а Китай – чтобы иметь законный доступ к арктическим делам в качестве неагрессивной усиливающейся державы, не входящей в число арктических государств. Соединенные Штаты, ранее проявлявшие нежелание заниматься арктическими делами, сегодня видят в этой многосторонности самый мощный инструмент для установления своего присутствия и продвижения своих интересов в регионе в рамках общей стратегии «умной силы». Евросоюз с одобрением относится к принципу многосторонности в своей внешней политике в целом и в Арктике — в частности, и стремится на этой основе предстать в качестве важного игрока глобального масштаба и силы, задающей нормы и правила в ситуации, когда его влияние в мире ослабевает.
Глобализация Арктики и новое внимание к экономике будет иметь для региона многочисленные последствия. Во-первых, центр внимания переместится с вопросов устойчивого развития Арктики на экономику, в которой предпочтение будет отдаваться добыче углеводородов (сложной с точки зрения нулевого воздействия на окружающую среду, но интересной), а также морскому транспорту. Во-вторых, коренные народы Арктики скорее всего утратят свое влияние с введением в систему управления этим регионом новых и очень крупных игроков. Китай вряд ли будет способствовать развитию влияния такого коренного населения с учетом своего упора на экономику, заинтересованности во внутренней стабильности, а также отношения к собственным меньшинствам.
В-третьих, новые участники, новые интересы и новая динамика наверняка окажут свое влияние на традиционные арктические государства. В целом, появление новых крупных игроков приведет к снижению влияния (за некоторыми исключениями) арктических стран, особенно небольших. Однако для некоторых стран Арктики появление на сцене новых ведущих актеров может стать настоящим благодеянием. Так, Исландия наверняка выиграет от растущего интереса Китая к региону, поскольку она после экономического кризиса получает немалые прямые инвестиции. И наконец, управление Арктикой может обрести более сложный и комплексный характер, поскольку с появлением в регионе новых глобальных участников экономические и политические ставки серьезно увеличиваются.
Авторы статьи работают в Финском институте международных отношений (Finnish Institute of International Affairs). Подробнее здесь