Как необходимость решения каспийского вопроса, так и его затягивание не случайны. Уже в конце прошлого века значение Каспия довольно быстро переросло масштабы прибрежных государств и перешло на глобальный уровень. Это, прежде всего, связано с большими запасами углеводородного сырья, сконцентрированными в разных зонах моря, и огромной потребностью в них развитых стран мира.
Пять прикаспийских стран, с одной стороны, заинтересованы поскорее определиться, кому и что здесь принадлежит. А с другой — никто из них не хочет быть обделенным.
Азербайджан, Казахстан и Россия предложили разделить дно Каспия по принципу серединной линии, которая в дальнейшем может модифицироваться по договоренности сторон, а водную поверхность моря оставить общей. Как уточнил президент РФ Владимир Путин: «Делим дно, вода — общая». Данный принцип предполагал, что Азербайджану достанется 20-21%, Казахстану — 29%, России — 19%, Туркменистану — 17-18%, Ирану -14% дна Каспия. Что касается спорных месторождений нефти и газа, то их было предложено делить по принципу «50 на 50». Это значит, что одна сторона, к которой данные месторождения отойдут, компенсирует другой, уже освоившей их, половину ее затрат.
Иран же предложил на выбор либо использовать море совместно по принципу кондоминиума, либо разделить его поровну с предоставлением каждому государству по 20% дна и акватории. Он также выступил против уже активно идущего освоения каспийских энергоресурсов до определения правового статуса Каспийского моря.
Азербайджан, Казахстан и Россия установили между собой морские рубежи по принципу срединной линии. Россия и Казахстан также договорились о разделе и совместном освоении ранее спорных нефтяных месторождений.
Президенты пяти стран подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. Подробнее здесь