Страны Европы, желая снизить энергетическую зависимость от России, хотят прибегнуть к следующим источникам ресурсов: к сжиженному газу Катара и таких стран, как Норвегия, Египет и Соединенные Штаты Америки.
Катар заявляет, что способен компенсировать потери Европы в случае отказа от покупки российского газа. Но не все так просто, и задача заменить российские энергоресурсы, например, катарскими является весьма сложной и требует значительного времени и огромных финансовых ресурсов.
Европе требуется не планировать, а иметь уже современные терминалы по приему СПГ. А это удовольствие не дешевое, и в современных условиях, когда европейская экономика находиться не в лучшем состоянии, стоит вопрос: кто же возьмет на себя все эти расходы? Одному Катару, как бы богат он не был, это не под силу. Кроме того, эти терминалы будут находиться на европейской территории, и если Европа по каким бы то причинам откажется от импорта катарского СПГ, то эмират понесет огромные убытки. Специалисты при этом отмечают, что ни один поставщик из третьей страны быстро заменить «Газпром» на европейском рынке не сможет.
Кроме того, перед Катаром и Россией стоят одни и те же проблемы, связанные с добычей сланцевого газа в Соединённых Штатов. Однако эмират не собирается снижать объёмы поставок природного газа в Европу и Азию, несмотря на прогнозы появления на этих рынках дешёвого американского сланцевого газа, но делает полезные выводы. Энергетическая стратегия Катара претерпела на удивление мало изменений, и это, в частности, есть одно из свидетельств того, что перемены, которых ожидают от «сланцевой революции», могут оказаться не столь масштабными.
Не исключено,что «Газпром» наладит с Катаром объединённую «газовую политику» на мировой арене — для этого есть и соответствующий орган – Форум стран-экспортёров газа (ФСЭГ), штаб-квартира которого расположена в Дохе, а ее Генеральным секретарем является представитель России Леонид Бохановский. Эта международная организация объединяет владельцев 73% мировых запасов газа, обеспечивающих 42% его мировой добычи. И если проводить весьма взвешенную политику, то можно не конфликтовать и не прибегать к снижению цен, а, используя ФСЭГ, создать справедливый механизм распределения между собой мировых рынков газа. Подробнее здесь