Total и E.On хотят продать свою долю в TAP. Официальные объяснения следующие: у Total мало интереса к проекту после продажи доли в добычной части, E.On сосредоточен на северо-западной Европе, где, якобы проблемы со спросом (на самом-то деле – вопрос в цене поставок).
Фактически же, как мы видим, что во всей цепочке есть три реальных бенефициара. Во-первых, это BP, которая является и текущим оператором добычи первой стадии «Шах-Дениз», и плотно сотрудничает с Азербайджаном, в том числе по сверхприбыльному для нее нефтяному проекту «Азери-Чираг-Гюнешли».
Во-вторых, это собственно азербайджанская государственная нефтегазовая компания SOCAR, которая таким образом фактически выполняет политическое решение по «евроинтеграции» Азербайджана. В-третьих, это турецкие компании (TPAO, BOTAS) – т.к. Турция заинтересована в проекте, и чтобы покупать газ, и чтобы транспортировать его в ЕС (здесь для Турции важна и экономика, и появляющаяся особая для Евросоюза роль транзитера, как считает Анкара).
Остальные акционеры – европейские компании (Total, Statoil, а возможно еще и E.On) постепенно выходят из составных частей проекта или уменьшают в них свою долю, подсовывая эти доли кому-то из трех интересантов проекта. Да и сама SOCAR, как мы видим, пытается продать долю в TANAP своему турецкому партнеру, а также BP.
Если продолжит уменьшать свою долю и Statoil (для которой, кстати, азербайджанский газ — конкурент в Европе, и которой нужно поддерживать значительными инвестициями свою стагнирующую норвежскую добычу), то это будет еще один очевидный индикатор не в пользу проекта.
Почему так происходит?
Проект «Шах-Дениз-2» в нынешнем варианте балансирует на грани рентабельности, в основном из-за дорогих поставок газа в Италию, в то время как проект по доставке газа в Турцию является высокорентабельным.
Теоретически «Шах-Дениз-2» может успешно разрабатываться, если газ с него будет закупать Россия. Или же если, например, весь газ заберет себе Турция, отказавшись от дорогого СПГ.