Гражданская война в Ираке продолжает расширяться. Группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) после захвата Мосула и Тикрита, готовится войти в Багдад. Формируется территория «суннитского халифата» в составе 5 суннитских западных, северных и центральных провинций Ирака и восточной части Сирии, которая вышла из-под контроля Дамаска в ходе исламистского мятежа при помощи все тех же спонсоров – США, Саудовской Аравии и Катара.
Англо-американские планы расчленения Ирака на несколько государств обретают четкие очертания – Иракский Курдистан уже де-факто независим. Курды заняли Киркук с прилегающими богатыми месторождениями нефти, на который они давно претендовали. Вполне возможно, что Вашингтон легко бросит режим аль-Малики, чтобы вернутся к планам расчленения Ирака на три части (курдскую, суннитскую и шиитскую), с дальнейшей эскалацией конфликта в Сирии и ухудшением положения Ирана.
Для Тегерана ситуация в Ираке – это вопрос стратегии, национальной безопасности и, что очень важно, религии (священные для шиитов места расположены в Ираке, а святыня в Самаре чуть не оказалась в руках ИГИЛ), не говоря уже об экономике, основанной на углеводородах. Тегеран решил действовать по сирийскому сценарию и направил для борьбы с отрядами ИГИЛ несколько батальонов спецподразделений.
В геополитическом и региональном плане важным стало то, что Саудовская Аравия нанесла сильный удар по Ирану и Сирии, окупив свои «инвестиции» в экстремистские и террористические организации. А главное — на планах развития Ираком нефтяной отрасли для добычи 8 млн. баррелей в день, можно поставить крест, по крайней мере, на значительный срок. Намерения Ирака и Ирана к 2020 году выйти на суммарную добычу в 20 млн. баррелей в день и стать крупнейшими производителями «черного золота», сильно беспокоили саудитов. Поэтому хаос на территории Ирака – в интересах Саудовского королевства.
Подробнее здесь