Энергетическая ассоциация БРИКС будет противопоставлена ОПЕК

Как сообщает World Nuclear News, Путин хочет создать энергетическую коалицию, у которой будут собственные «Резервный банк топлива и Институт энергетической политики» стран БРИКС.

Энергетический альянс будет стремиться к расширению сотрудничества между странами БРИКС, в том числе к заключению договоров о ядерной энергетике. Новость появилась после того как БРИКС согласились учредить Новый банк развития, который будет действовать как альтернатива Всемирному банку и Международному валютному фонду.

Российская экспансия газопроводов в Азии заставляет некоторых рыночных аналитиков и законодателей начать беспокоиться о том, что США могут упустить возможность транспортировать собственный природный газ потенциальным покупателям в Восточной Азии. Подробнее здесь

Антироссийскими санкциями по Евросоюзу

Если санкции в отношении России все же заработают в том виде, в котором их в идеале представляют себе США, то сам Евросоюз может перестать существовать, потому что национальные экономики дотационных стран могут перестать функционировать. Это вызовет еще больший рост безработицы и, как следствие, непредсказуемый сценарий развития Евросоюза в целом.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призвал Европу ввести третий уровень санкций против России. Они затронут отдельные секторы российской экономики, в том числе и энергетический. При этом сам Кэмерон является противником существования самого ЕС, и Великобритания готовится покинуть этот экономико-политической союз в скором времени. Подробнее здесь

США начали поставлять Южной Корее и Японии сверхлегкую нефть

Япония и Южная Корея закупили у США первые партии сверхлегкой нефти (конденсата) с отгрузкой в июле и августе, сообщает Lenta.ru. Объемы поставок невелики, но покупка имеет символическое значение.

В конце июня США разрешили компаниям экспортировать минимально переработанную сверхлегкую нефть, учитывая стремительный рост добычи сланцевых нефти и газа в стране и желание европейских и азиатских потребителей расширить круг поставщиков.

США ежедневно производят до миллиона баррелей конденсата, который может отправляться на экспорт после незначительной переработки — стабилизации. Это вдвое больше экспорта из Катара — крупнейшего в настоящее время производителя конденсата в мире.

В зависимости от вида конденсата, он может использоваться как в качестве сырья на нефтехимических предприятиях, так и для разбавления тяжелой нефти, добываемой в Латинской Америке. Подробнее здесь

Энергозатратные производства эмигрируют из Европы в США

Бум американского сланцевого газа привел ровно к китайскому эффекту, но в мире дешевой энергии.

В конце прошлого — начале нынешнего веков производства со всего мира эмигрировали в Китай — на родину «дешевых рабочих рук».

Это стало катастрофой для рабочих и инженеров развитых стран, потерявших работу.

Сегодня аналогичный процесс начинается в экономике Старого Света — производства эмигрируют в США — ближе к источнику дешевых энергетических ресурсов.

По данным аналитического прогноза, работу потеряют 30 млн европейцев, то есть, примерно каждый 10-й работающий европеец.

Можно предположить, что одновременно на какую-то часть (в пределе — до 10%) снизится ВВП Евросоюза — 16.6 трлн долларов, в части товаров, производимых на территории континента.

Сегодня ВВП Евросоюза — 2-й в мире.

ВВП США — 16.724 трлн долларов, сегодня 1-й в мире, увеличится на такую же величину.

Но важнее другое: если сегодня Европа зависит от поставщиков нефти и газа, а цены на них определяются, в том числе, ростом спроса в Старом Свете, то эмиграция производства к более дешевым энергоносителям позволит выровнять (сгладить) спрос, а, значит — снизить мировые цены на нефть, а через нее — и на газ.

Для европейцев это означает снижение их энергетической зависимости от поставщиков, для США — упрощение проблемы экспорта углеводородов в Европу.

Виновник новой тенденции — дешевый сланцевый газ в США.

Аналитики считают «будущий углеводородный порядок» спасением от цепких рук мировых нефтяников. Подробнее здесь

5 фактов об изменении облика мирового рынка нефти

В этом году нефтяная промышленность отмечается свой 155-й день рождения, а богатая история бумов, резких взлетов и технологических изменений продолжается. Но за последние годы произошло несколько событий, которые полностью поменяли рынок нефти и, возможно, навсегда.
Джеймс Гамильтон из Университета Калифорнии выделяет пять основных факторов, которые изменили мировой энергетический сектор:

Факт № 1. Спрос на нефть обусловлен развивающимися экономиками

Факт № 2. С 2005 г. рост рынка связан с более низким качеством энергоносителей
Показатель «общий объем поставок нефти» включает в себя те вещества, которые просто нельзя продать на мировом рынке в качестве нефти. Это такие вещества, как продукты переработки природного газа, конденсат и биотопливо.

Факт № 3. Высокие цены на нефть предотвращают дефицит

Факт № 4. Геополитические проблемы сдерживают рост добычи нефти.

Факт № 5. Геологические ограничения
Обширные залежи нефти часто располагаются в труднодоступных районах, а в последние годы регионы добычи подвержены еще и геополитическим рискам.
Но еще одна проблема заключается в том, что страны и компании вынуждены тратить все больше на разведку и добычу, а прибыль постепенно сокращается, так как для добычи нефти теперь приходится использовать сложные и дорогостоящие технологические процессы и оборудование.
Очевидным, что добывать нефть становится все дороже, а технологии становятся все сложнее.

Вывод
Последний сильный рост цен на нефть был связан со спросом в развивающихся странах, которые сталкиваются с ограниченным физическим потенциалом добычи энергоносителей из обычных источников.
Изменение этих основ вновь нарушит баланс. Например, в Китае может случиться сильный экономический кризис, а на Ближнем Востоке и в Северной Африке неожиданно наступить стабильность.
В этом случае можно ожидать резкого падения цен. Но даже если такие события произойдут, развивающиеся рынки продолжат расти, а значит любое увеличение добычи в Ливии, Ираке или еще где-нибудь даст только несколько дополнительных лет.
Вполне вероятно, что $100 за баррель через несколько лет мы не увидим, так как цены будут расти. Подробнее здесь

США проведут оценку нефтяных запасов Атлантики

Правительство Обамы одобрило план, который позволит компаниям провести оценку нефтяных запасов на атлантическом шельфе США, сообщает Reuters.

План, впервые представленный Бюро по управлению энергией океана (BOEM) в феврале, содержит список мер, которые компании должны будут предпринять до проведения сейсмических испытаний для оценки запасов нефти в Атлантическом океане.

Хотя Конгресс США в 2008 году снял действовавший не одно десятилетие запрет на бурение в Атлантике, правительство Обамы отменил запланированную сдачу в лизинг участков у побережья Вирджинии после разлива нефти на участке BP в Мексиканском заливе в 2010 году. Теперь правительство приступило к разработке плана сдачи в аренду участков шельфа, который будет действовать в 2017-22 годах. BOEM подчёркивает, что план сейсмических испытаний не означает принятие решения о том, будет ли Атлантический шельф включён в пятилетний план лизинга.  Подробнее здесь

БРИКС с Ираном станет реальным противовесом G7

Идеальным для Ирана, как, впрочем, и для Ирака, было бы вступление в ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива), который сейчас объединяет 6 арабских государств Персидского залива. И тогда бы этот Совет превратился в полноценную региональную структуру, обеспечивающую мир, безопасность и сотрудничество в этом регионе, а не служащую инструментом реализации региональных амбиций преимущественно Саудовской Аравии, которая видит в ИРИ своего главного соперника и конкурента. Тогда бы произошла трансформация ССАГПЗ в своего рода ОБСЕ для стран Персидского залива с возможным подключением к организации в качестве наблюдателей или ассоциированных членов важных внешних игроков, таких как Россия, США, КНР, Индия, Германия, Франция и Великобритания. Но это на данном этапе совершенно нереально, учитывая антииранскую направленность ССАГПЗ и его опору в сфере безопасности исключительно на США.

Есть другой вариант – формирование оси шиитских стран в составе Ирана, Ирака и Сирии. Но этот путь в долгосрочном плане является тупиковым, так как любые союзы на конфессиональной основе обречены на неудачу. Хотя в краткосрочном плане, как это происходит сейчас, когда необходимо отражать вооруженное наступление радикальных суннитских формирований типа ИГИЛ при их поддержке внешними силами, такой союз, прежде всего в плане военного и разведывательного взаимодействия, вполне оправдан. Тем более что по объективным причинам «шиитской дуге» симпатизируют Россия и Китай, не заинтересованные в победе террористов и экстремистов в Сирии и Ираке.

В этой связи, как представляется, Тегерану можно было бы использовать уже действующие организации, в которые входят страны, стремящиеся противостоять агрессивному курсу США в сферах своего традиционного влияния и развивать многоплановое торгово-экономическое сотрудничество перед лицом доминирования западных финансовых структур типа МВФ и МБРР, где командует Вашингтон. Речь идет в первую очередь о ШОС и БРИКС.  Подробнее здесь

Китай претендует на Арктику

В Пекине опубликован доклад Центра оборонной политики — подразделения Академии военных наук — о планах освоения Арктики.

Поскольку Китай находится в Северном полушарии, он «имеет жизненно важные интересы в арктическом регионе, связанные как с экономикой, так и с национальной безопасностью», заявляют китайские военные аналитики. Речь в первую очередь идет о нефти и газе. Подробнее здесь

Куда пойдет иранский газ: тест на геополитические амбиции Тегерана

Иранский газ — это фактически единственная возможность снизить объём российских поставок в ЕС. Альтернативные поставщики работают на пределе, азербайджанского газа будет мало,  СПГ — дорог.

Иран уже давно хочет реализовать проект газопровода Иран-Пакистан-Индия. Но не сложилось. Сначала «соскочила» Индия, под формальным предлогом плохих отношений с Пакистаном, потом и Исламабад, также под давлением США, сдал назад, хотя Иран уже построил газопровод по своей территории. Теперь страны будут покупать супердорогой СПГ, в первую очередь катарский. Индия его уже покупает, Пакистан готовится. Но понимают сколько они переплачивают. Газ из Ирана был бы заметно дешевле чем СПГ, газ может быть доставлен с минимальными усилиями. При этом и Пакистан, и Индия — очень ёмкие рынки, особенно в случае достаточно низких цен. А Россия на этих рынках или не присутствует вообще, или умеренно.

На западном направлении у Ирана есть два варианта газовой экспансии. Во-первых, это газопровод Иран-Ирак-Сирия. Правда на средиземноморском побережье Сирии газ всё равно нужно сжижать и отправлять в Европу. Но этот вариант очевидно нерентабельный — проще сжижать на месте.

Во-вторых, это собственно европейский экспорт — в таком случае иранский газ пойдёт в Европу через Турцию. Здесь тоже есть минусы. Во-первых, граница Иран-Турция — это территории Турецкого и Иранского Курдистанов. Кроме того, Иран и Турция — очевидные региональные конкуренты. Заходя со своим газом в Турцию, Иран автоматически вписывается в чужой проект. Турция хочет стать этаким нефтегазовым хабом для поставок в ЕС энергоносителей из Ирана, Ирака, Азербайджана, возможно и Средней Азии.

Альтернатива для Ирана — собственный проект влияния в регионе. А газопроводная суперось Сирия-Ирак-Иран-Пакистан-Индия — отличный «стержень», на который можно было бы нанизывать все остальные составляющие. И если такая ось будет создана, то европейский экспорт для Ирана автоматически уйдёт на второй план — обеспечить бы газом всех потребителей.

Если же исключить фактор внешнего влияния, то сами такие газопроводные системы являются отличной связкой, не позволяющей объективно существующим межстрановым противоречиям развиться в серьёзные конфликты.

И если Россия закрывает своей мегатрубой север Евразии (условно это ось ЕС-Россия-Китай), то Иран мог бы реализовать аналогичный вариант на юге. Благо для этого хватает и запасов, и, как представляется, геополитических амбиций. Дополняя друг друга и практически не конкурируя, Иран и Россия таким способом создадут дополнительный элемент стабильности на евразийском континенте.

Подробнее А.Собко здесь

США и ЕС: партнерство под слоем нефти

В преддверии возобновления переговоров о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства США и Европейского союза в отношениях Брюсселя и Вашингтона возникла очередная, мягко говоря, деликатная проблема.

Руководство ЕС призвало Вашингтон отменить действующий уже 40 лет запрет на экспорт сырой нефти. Но проблема осложняется тем, что запрет на экспорт сырой нефти представляет для США важнейший элемент национальной системы безопасности – причем не только экономической, но и политической.

Не секрет, что переговоры между США и ЕС о создании трансатлантической зоны свободной торговли несут в себе серьезную политическую составляющую. Однако впервые геополитический аспект проявляется столь зримо – и тем более со стороны Евросоюза. Ставка делается на два действительно болезненных для американцев аргумента – пресловутое «освобождение» Европы от зависимости от российских энергоресурсов и «сдерживание» Китая.

Другой вопрос, что американские углеводороды по определению будут для ЕС дороже российских. Но это та геополитическая цена, которую будет предложено заплатить европейцам за игры брюссельских и вашингтонских стратегов.

Подробнее здесь