Пару лет назад в европейских ресторанах предлагали платить «карточкой, нефтью, газом, или что там у вас – принимаем все!». Нормальный ответ русскому.Весь Евросоюз в настоящий момент добывает около 160 милиардов кубометров газа в год. Россия – 670 миллиардов, причем это количество теоретически можно значительно увеличить к 2030 году. Запасы газа в ЕС идут на убыль, и эксперты прогнозируют, что к 2030 добыча составит только 90 миллиардов кубов. Автономно обогреваются только Голландия и Дания, Великобритания добывает 53% процента от необходимого объема, Германия – 14%, Португалия, Испания и Франция – вообще около 1%, остальные 99% импортируются. Болгария, Словакия, Финляндия и Польша импортируют газ исключительно из России.
Россия как главный экспортер газа смогла очень прочно закрепиться в Германии, неплохо в Великобритании и Чехии. Страны, в которых это получилось хуже, ищут иных путей и находят их, и там диверсификация поставок газа может стать реальностью.
Ответ диверсификацией на диверсификацию, в нашем случае – контракт с Китаем, в свете грядущих перемен, был решением мудрым, даже безотносительно не очень выгодных для России условий этого контракта и крымского кризиса, который в итоге не очень повлиял на картину наших с Европой отношений.
Все европейские эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что совсем перекрыть трубу между Россией и Европой невозможно. Подробнее здесь