Во-первых, период низких цен на нефть может оказаться очень коротким. Нефть является истощимым ресурсом, добыча которого, несмотря на успехи в технологиях бурения, обходится всё дороже. Большинство экспертов сходятся во мнении, что эпоха дешёвой нефти кончилась.
Сланцевый бум в Северной Америке, побудивший ОПЕК начать ценовую войну, не продлится долго. Долговечность запасов сланцевой нефти в США разные эксперты оценивают по-разному, но, по мнению американского министерства энергетики, «нетрадиционная» нефть в основном исчезнет через 15 лет.
Понадобятся триллионы долларов инвестиций, чтобы освоить запасы нефти, необходимые для удовлетворения растущего глобального спроса в будущем, вне зависимости от того, о чём договорятся правительства на саммите по изменению климата в будущем году в Париже. По оценкам Международного энергетического агентства, спрос на нефть к 2040 году вырастет на 14 млн баррелей в день и составит 104 млн баррелей в день. К этому времени Дэйви, наверное, сменит свою машину на пони, чтобы сберечь окружающую среду.
Для такого увеличения нефтяных поставок (две трети из них придутся на долю Азии) потребуются инвестиции в размере $900 млрд. Если инвесторы прислушаются к мудрым советам британского министра энергетики и откажутся от своих акций, отрасль вряд ли сможет финансировать развитие новой инфраструктуры, позволяющей удержать цены на нефть на приемлемом уровне.
Велики опасения, что ценовая война, развязанная ОПЕК, в долгосрочной перспективе приведёт к росту цен на нефть. К сожалению, это лучшее в мире средство, стимулирующее постепенный переход на альтернативные виды топлива. Конечно, никто не ожидает, что эпоха ископаемого топлива будет длиться вечно, но говорить о том, что после 2040 года ископаемое топливо исчезнет за ненадобностью, опрометчиво.
Во-вторых, нефтяная отрасль не является единственным виновником изменения климата. Например, интенсивное разведение домашнего скота влияет на таяние арктических льдов не меньше чем автомобильные пробки на магистралях. По данным Chatham House, на долю животноводства приходится 15% глобальных углекислых выбросов, то есть столько же, сколько на долю всех транспортных средств в мире, работающих на ископаемом топливе.
Никто не ставит под сомнение серьёзность проблемы изменения климата. Европа планирует уменьшить углекислые выбросы в атмосферу на 40% по сравнению с уровнями 1990 года. Чтобы достичь этой цели, жителям континента придётся в чём-то изменить стиль жизни, но это никак не означает, что нефтяная отрасль прекращает своё существование как инвестиционный актив. Подробнее здесь