Газовый рынок вступает в новую фазу, где ценовая конъюнктура менее предсказуема. Неопределенностей много, и главные из них — сколько «лишнего» газа окажется на рынке и по какой цене он будет продаваться.
25–30 млн тонн в год мощностей по сжижению с австралийских проектов будет запущено в текущем году, еще примерно столько же достраивается, то есть выйдет на рынок в ближайшие годы. Плюс к тому — 44 млн тонн американского СПГ, первые поставки начнутся в начале 2016 года, основная часть — выйдет на рынок ближе к концу десятилетия. А также — российский газ с «Ямал СПГ» — 16,5 млн тонн. В сумме набегает свыше 150 млрд кубометров — примерно на уровне текущего газпромовского экспорта в ЕС.
Разумеется, Азия в любом случае будет забирать большую часть этого газа, но точное его распределение между Азией и Европой (а также, в меньшей степени, Южной Америкой и — как ни странно — Ближним Востоком) понять сейчас невозможно. Однозначно, что предложение СПГ в Европе в ближайшие годы будет заметно больше, чем раньше. Для России максимизация объемов экспорта в Европу — это еще и возможность снизить себестоимость газа. Подробнее А.Собко здесь