ОПЕК, несомненно, видел в лице производителей нефти плотных пород в США наиболее вероятных кандидатов на роль балансирующих поставщиков. Неприятным сюрпризом для ОПЕК стал тот факт, что производители нефти плотных пород в США оказались намного более устойчивы к низким ценам. Причиной стали новые технологии, а также симбиоз сланцевой нефтедобычи и финансовой системы США с обширными возможностями по хеджированию цен, доступным финансированием и низкими процентными ставками.
После почти года «позиционной войны» лишь сейчас показатели добычи в США вернулись на уровень, на котором находились в тот момент, когда ОПЕК перестала балансировать рынок и залила его нефтью (ноябрь 2014 г.). Происходит формированию нового, гораздо более низкого, чем предполагалось ранее, среднесрочного ценового коридора. Профицит предложения создал эффект «мягкой» нижней границы ценового коридора, которая временно может значительно проседать при негативном новостном фоне. С другой стороны, «экспериментально» установленный всплеск инвестиционной активности в нефтяной отрасли США при отскоке цен выше $60 за баррель позволяет говорить о верхней краткосрочной границе коридора.
Таким образом, стратегия ОПЕК по выдавливанию с рынка более затратных производителей начинает приносить плоды, однако ее следствием стали серьезнейшее испытание на прочность глобальной нефтяной отрасли, а также бюджетные проблемы и сокращение валютных резервов у стран, зависящих от нефтяных доходов. Проверка на прочность продолжается, и неопределенность относительно того, как будет происходить ребалансировка, возросла. Нефтяные компании по всему миру объявили о сокращении капитальных затрат более чем на $200 млрд, что примерно соответствует выпадению добычи в объеме 5 млн барр. в сутки в 2017-19 гг., сокращению технических мероприятий по поддержанию добычи и увеличению темпов ее падения на действующих месторождениях.
К 2017 г. глобальный профицит предложения, по оценке большинства экспертов, сойдет на нет. При этом не исключено, что выпадение будущей добычи из-за сокращения инвестиций превысит возможности американских производителей компенсировать эти объемы. Результатом может стать резкий рост нефтяных цен в 2017 г. Подробнее В.Ермаков здесь