Российско-польская игра на трубе

EnergyLand: Польский премьер-министр Дональд Туск после встречи с российским премьер-министром Владимиром Путиным снова повторил, что Варшава критически относится к проекту Nord Stream, который предполагает строительство газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря.Владимир Путин не остался в долгу и заявил о необходимости пересмотреть доли собственности в российско-польском газовом трубопроводе Ямал — Европа. По мнению экспертов, пересмотр доли в проекте «Ямал — Европа» может быть увязан с увеличением поставок газа в Польшу, о котором страна не может договориться с «Газпромом» более полугода, пишет РБК daily.
Владимир Путин отметил, что решение о строительстве газопровода «Северный поток» (оператор проекта Nord Stream), против которого выступает Варшава, не является «антипольским». Дональд Туск возразил, что Варшава не подозревает никаких негативных намерений со стороны Москвы в связи с этим проектом, но сомневается в его экологической составляющей.
Польша традиционно выступает против «Северного потока», так как она не будет получать газ из этого газопровода, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Эта страна предлагает увеличить пропускную способность газопровода Ямал — Европа. Однако Россию не устраивает высокий тариф на транспортировку газа, который установила Польша. «Газпром» рассчитывает снизить тариф, но, поскольку ему принадлежит только 48% акций EuroPolGaz, оператора польской части газопровода, он не может этого добиться, поясняет г-н Правосудов.
И, похоже, вопросом тарифа по трубопроводу Ямал — Европа Россия решила заняться всерьез. Владимир Путин вчера заявил, что необходимо пересмотреть доли собственности в российско-польском газовом трубопроводе. Он напомнил, что в соответствии с межправительственным соглашением Россия и Польша должны владеть этой трубопроводной системой на паритетных началах. Однако 4% EuroPolGaz принадлежат гражданину Польши Александру Гудзоватому, при том что 100% инвестиций в строительство обеспечил «Газпром».
Но трубопроводы не единственная тема для Москвы и Варшавы, нуждающаяся в урегулировании. Более полугода стороны не могут прийти к согласию относительно увеличения поставок газа в Польшу. В начале августа Варшава даже начала готовиться к новому газовому кризису. Польша — единственная из стран ЕС, которая после завершения январского российско-украинского газового конфликта недополучает около 25% импортного газа, который поставляла компания RosUkrEnergo. По словам российского премьера, для увеличения экспорта газа в Польшу нужно внести изменения в межправительственный Ямальский договор 1993 года, так как он ограничивает возможности дополнительных поставок сырья в страну. Дональд Туск выразил надежду, что соответствующий договор будет подписан в начале осени.
Тема увеличения поставок газа в Польшу, по всей видимости, увязывается с вопросом о структуре собственности EuroPolGaz и снижении тарифа на транспортировку газа по польской территории, считает Сергей Правосудов. В любом случае ее оппозиция в отношении «Северного потока» вряд ли помешает реализации проекта. В нем заинтересованы гораздо более серьезные члены ЕС — Германия, Франция, Великобритания, так что недовольство Польши проектом вряд ли повлияет на судьбу газопровода, соглашается заместитель директора юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Ольга Лазарева.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *