«Нефть России»: Согласно официальным данным госорганов Китая, на 30 июня текущего года объем валютных резервов этой страны составляет $2,131 трлн. Это колоссальный объем, по сути, свободных средств, накопленный в период бурного расцвета китайской экономики. В настоящее время, по мере удешевления основных активов, номинированных в долларах, и ещё больше в национальных валютах, вызванного текущим экономическим кризисом, наиболее выигрышно и долгосрочно, с нашей точки зрения, смотрится политика, направленная на экспансию в реальные сектора производства. Это также актуально с учетом возможных перспектив обесценивания значительной валютной денежной массы из-за ее текущей эмиссии, направленной на поддержание национальных экономик. Об этом пишет в статье, опубликованной в российском бизнес-издании China Pro аналитик инвестиционной компании «Велес-капитал» Дмитрий Лютягин.
В частности, имеется ввиду покупка материальных ценностей, таких как сырье, конкретные компании, создание совместных производств, рассчитанных на долгосрочное сотрудничество. И такую политику в настоящее время реализует Китай, а его ЗВР позволяют китайским компаниям чувствовать себя наиболее вольготно в этом процессе.
Наиболее заметная экспансия страны сейчас наблюдается в нефтегазовом секторе. Китай является вторым потребителем углеводородного сырья после США, и по прогнозам, может выйти на лидирующие позиции в перспективе нескольких лет, при сохранении текущего темпа роста и развития имеющегося потенциала провинций Поднебесной. Средние темпы роста потребления нефти в Китае составляют 6,8-7% за последние десять лет. При том, что у страны ограничены возможности по собственной добыче, Китай располагает всего 2 млрд т запасов нефти (по данным ВР) и в этой связи ему приходится все больше и больше импортировать сырья. При добыче в 189,7 млн т в 2008 г., экспорт сырья достигал 190-200 млн т. А это при текущих ценах $90,5-95 млрд. В этой связи логичным решением является обзавестись собственной добычей в регионах, богатых запасами нефти.
Острая фаза экспансии проявилась в конце прошлого — начале текущего года (по сути, в самый разгар экономического кризиса). Китайские компании, при поддержке правительства и национальных банков, предлагали реально заманчивые условия для сырьевых компаний иностранных государств, которые к тому же нуждались в дополнительной ликвидности для сохранения своей кредитоспособности. В частности, китайская национальная нефтяная компания заключила соглашения с нефтяной компанией Венесуэлы на $8 млрд, с нефтяной компанией Бразилии на $10 млрд, с российскими «Роснефтью» на $15 млрд и «Транснефтью» на $10 млрд. Ссхема соглашения предполагает кредит в обмен на поставки нефти в Китай. Всего Китай предоставил кредитов на сумму $49-50 млрд под долгосрочные поставки нефти в эту страну. Только благодаря соглашению с «Роснефтью» Китай будет получать дополнительно 15 млн т нефти в течение 20 лет. Что мы расцениваем как дальновидную политику, так деньги это, по сути, бумага, которая может очень быстро обесцениться, а сырье дает возможности планировать будущее промышленное развитие и определяет место страны в мировой экономике.
Оценивая стратегию Китая на российском рынке, стоит выделить стремление китайских компаний закрепиться в проектах по добыче сырья, причем в разных ипостасях: от банальной покупки сырья до создания СП с российскими компаниями. На что последние охотно идут, оценивая финансовые возможности партнеров. Также китайская экспансия развивается в части сервисных услуг и оборудования для этих работ и активной позицией в части поставки на инфраструктурные проекты соседних государств китайской рабочей силы (в частности, при строительстве ВСТО). Последнее позволяет сгладить социальную напряженность, которая может возникать в периоды кризисов. К тому же загрузка производственных мощностей, направленных на строительство сервисного оборудования также способствует проведению взвешенной социальной политики направленной на повышение занятости.
В части сервисного направления стоит отметить, что китайское буровое оборудование наиболее конкурентоспособно в настоящий момент. Это стоит пояснить. Имеется в виду то, что качество производимого и поставляемого бурового оборудования ниже соответствующих аналогов, производимых в России. Однако их стоимость в полтора раза меньше, что в условиях нехватки инвестиционных ресурсов, благодаря экономическому кризису и падению цен на нефть с прошлого года, заставляет российские компании и компании из средней Азии переключаться именно на эти станки. Таким образом, гибкая ценовая политика позволяет Китаю занимать новые для себя ниши.
Оценивая все шаги, которые Китай сейчас предпринимает в части своей экспансии, диверсификации источников сырья и поддержки собственных производств и населения, хочется видеть аналогичные действия и со стороны российского правительства и компаний, к тому же валютная позиция нам позволяет аналогичным образом бороться с кризисом и искать будущие долгосрочные точки роста.
Комментарии