EnergyLand: После январского газового спора между Россией и Украиной, в результате которого «замерзло» пол-Европы, разговоры о диверсификации поставок голубого топлива на европейский рынок стали вестись еще активнее.В середине сентября была принята откровенно антироссийская резолюция Европарламента, в которой сказано, что «проект Nabucco поможет ЕС меньше зависеть от российского газа», пишет газета «Коммерсантъ». Упомянута в тексте резолюции и сделка о покупке «Сургутнефтегазом» пакета акций венгерской MOL: европарламентарии призвали Еврокомиссию «противодействовать враждебным предложениям приобретения акций субъектов энергетического рынка ЕС со стороны «малопрозрачных» зарубежных компаний».
Однако сложности в реализации Nabucco и некоторые успехи «Южного потока» заставили ЕС не думать о подтексте темы диверсификации газовых поставок (преодолении энергетической зависимости от России). «В ЕС сейчас думают, какой проект поддержать — «Южный поток» или Nabucco. У Nabucco больше рисков: во-первых, есть вопрос, заполнится труба или нет (договоренностям с Тегераном многое может помешать, в частности дискуссии по поводу иранской ядерной программы в мире, да и иранский газ заполнит трубу только наполовину). Во-вторых, газопровод идет по очень неспокойной территории», — утверждает Александр Разуваев из «Галлион Капитал», не исключая того, что европейцы могут в итоге отказаться от Nabucco.
Но наиболее вероятный сценарий развития событий — оба проекта в конечном итоге будут реализованы и найдут свой спрос. По прогнозам Вольфганга Руттенсторфера, главы австрийской OMV — одного из ключевых участников Nabucco, спрос на газ в ЕС будет расти в среднем на 1,9% в год и к 2020 году потребление голубого топлива достигнет 605 млрд куб. м. «Поэтому Европе будет необходимо импортировать дополнительно примерно 150 млрд куб. м газа, и для этого потребуются новые газопроводы. А Nabucco сможет покрыть лишь незначительную часть спроса Европы на газ и не заменит поставок российского топлива»,— отметил он.
Согласен с участниками Nabucco и Алексей Миллер. «Мы видим, что в течение последних двух месяцев в Европе наблюдается рост спроса на российский газ. На сегодняшний день уровень суточного потребления уже выше докризисного. В дальнейшем, учитывая постепенное истощение запасов на континенте, надежное обеспечение европейского спроса будет невозможно без дополнительных маршрутов транспортировки российского газа, включая «Южный поток»»,— заявил он после недавнего обсуждения проекта. Однако в «Газпроме» дают более оптимистичный прогноз роста спроса на газ к 2020 году, чем участники Nabucco,— 700 млрд куб. м в год.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин также утверждает, что оба проекта найдут свой спрос. С той лишь оговоркой, что он им будет обеспечен не одновременно. «Спрос в Европе будет и для «Южного потока», и для Nabucco. Только он появится не сразу. Газопроводы будут построены примерно в одно и то же время — до 2015 года, а Европа будет готова принять тот объем газа, который они поставляют, начиная с 2020-х годов. До 2020 года эти проекты будут конкурентами, а потом каждый найдет спрос»,— говорит эксперт. Пока по этому показателю Nabucco опережает «Южный поток». Планируется, что европейский газопровод будет введен в 2014 году, тогда как российский проект — в 2015 году.
Теперь, когда политическую целесообразность строительства «Южного потока» (Кремль сможет влиять на европейскую политику только в том случае, если Россия останется основным поставщиком энергоносителей на рынок ЕС) дополняет экономическая, проекту, как и «Газпрому», не страшна даже смена внешнеполитического курса страны. Кроме того, теперь дивиденды от строительства газопровода готовы получать и государства—члены ЕС.
Комментарии