Независимая: На фоне очевидных успехов в реализации проекта «Северный поток» (Nord Stream) Россия вряд ли может похвастать аналогичными достижениями на южном направлении. Вчера президент Греции Каролос Папульяс в очередной раз озвучил греческую надежду на скорейшее строительство «Южного потока» и нефтепровода Бургас–Александруполис. Между тем ключевая страна в реализации этих проектов – Болгария демонстрирует явное сопротивление. Наличие проблем накануне подтвердил и глава российского Минэнерго. Эксперты полагают, что России придется идти на серьезные уступки в попытке склонить болгар как минимум к сотрудничеству в газовом направлении.
«Греция надеется на быстрое строительство нефтепровода Бургас–Александруполис и газопровода «Южный поток» в рамках разработанных графиков, – заявил вчера в своем обращении к участникам собрания Греко-российского общества президент Греции. – Сооружение газопровода «Южный поток» и нефтепровода Бургас–Александруполис является примером практической реализации нашего стратегического сотрудничества. Мы надеемся на быстрое окончание реализации двух данных проектов».
Накануне глава Минэнерго Сергей Шматко предупредил депутатов Госдумы, что проект строительства нефтепровода Бургас–Александруполис может столкнуться с серьезными проблемами из-за разногласий с официальной Софией, которая настаивает на повышении экологической его эффективности. «Болгарию не устраивает экономическая модель проекта: по мнению болгарских властей, простое получение дивидендов стране невыгодно», – заявил он. Вместе с тем Шматко подчеркнул, что в реализации проекта газопровода «Южный поток» проблем не возникнет, необходимо лишь «интенсифицировать переговоры на корпоративном уровне».
Напомним, что нефтепровод должен перекачивать нефть по суше из порта Бургас на Черном море в порт Александруполис на Эгейском море, разгрузив тем самым черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы. Соответствующее соглашение о строительстве было подписано Россией, Болгарией и Грецией в 2007 году. В свою очередь, «Южный поток» является одним из альтернативных маршрутов поставки российского газа в Европу, минуя территории стран-транзитеров.
Мнения экспертов по поводу российских проблем на болгарском направлении разделились. «Экологические претензии могут возникнуть к любому энергетическому проекту, однако все они имеют решение, пример – газопровод Nord Stream, который уладил все экологические вопросы. Вряд ли проблемы Бургас–Александруполис имеют более сложные решения, – считает директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – Скорее всего за экологическими претензиями скрываются иные мотивы. В частности, новые болгарские власти уже заявляли о намерении пересмотреть договоренности с Россией по совместным энергетическим проектам, реализуемым на их территории. Возможно, что выдвинутые экологические претензии – лишь повод отказаться от проекта. Либо учитывая озвученные Софией претензии к финансовой составляющей, попытка получить больше экономических выгод от нефтепровода».
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что главная проблема проекта Бургас–Александруполис возникла как раз по вине России. «Наши компании – «Роснефть», «Транснефть» и «Газпром нефть» – фактически отказались от того, чтобы иметь контрольный пакет в этом проекте и вошли младшими партнерами в турецкий Самсун–Джейхан, – отмечает эксперт. – При этом брошенный ими проект – очень соблазнительный для России, где она могла контролировать маршрут транспортировки нефти из Черного моря в Средиземное. Но, для того чтобы продвинуть свой газопроводный план, они пошли на турецкие условия и побежали туда младшими партнерами, где они ничего не будут контролировать». Два нефтепроводных маршрута никак не могут осуществиться одновременно, да они и не нужны, уверен Крутихин. Поэтому болгар действительно кинули. «И я не очень-то верю в оптимистичные заявления Минэнерго по поводу «Южного потока», потому что до сих пор проблема не решена, – продолжает он. – Мораторий болгарского правительства на переговоры с Россией по энергопроектам все еще существует, а разрешение Турции касается лишь геолого-разведочных работ, но никак не прокладки «Южного потока» по ее водам».
Впрочем, пока стороны явно не спешат реализовывать нефтяной проект, отмечает Шток, указывая на тот факт, что темпы продвижения того же «Южного потока» значительно выше. «Не исключено, что нефтепровод Бургас–Александруполис станет долгостроем, без особого сопротивления сторон, – предполагает он. – Интерес к нему может повыситься только после ухудшения ситуации на турецких проливах Босфор и Дарданеллы, через которые транспортируется нефть из Каспийского региона в Европу. Но сейчас проливы работают в нормальном режиме, перезагрузки нет, поэтому острая необходимость в дополнительных маршрутах транспортировки нефти в средиземноморский бассейн отсутствует».
Но главная проблема заключается в том, что болгары «разводить» проекты не собираются, настаивает Крутихин. «Если их кинули один раз, то нет никакой гарантии, что этого не будет и в последующем, – считает аналитик. – Насколько я знаю, оба проекта идут у них в одной связке». По его словам, можно предположить, что российская сторона начнет всячески обхаживать болгар и делать им какие-то соблазнительные предложения, чтобы втянуть в «Южный поток». «Может быть, наши откажутся от таких претензий, как требование контрольного пакета акций для «Газпрома» в будущем газопроводе по территории Болгарии и т.д., – поясняет партнер RusEnergy. – Но предсказывать исход будущих переговоров я не берусь».
Комментарии