Иностранные СМИ: Казахстан — лишь часть решения вопроса NABUCCO

«Нефть России»: «Американская газета The Wall Street Journal опубликовала материал Уильяма Лайонса под названием NABUCCO at Center of Gas Politics (NABUCCO в центре газовой политики). А вот иранский «Press TV» в своем репортаже «NABUCCO не экономичен без участия Ирана», обращаясь к той же теме, ссылается на высказывание турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что Иран должен быть включен в проект, «когда обстоятельства позволят». В нем также говорится о том, что в ходе прошлогоднего майского энергетического саммита Туркменистан, Казахстан и Узбекистан отозвали свою поддержку этому трубопроводному проекту. Но в поддерживающих эту проектную затею странах Европы не теряют надежд на то, что удастся вовлечь в нее казахстанскую сторону, — передает Inosmikz.com.

Вот как характеризует ситуацию с отношением Казахстана к этому проекту Костас Геропулос в опубликованной в издании New Europe статье под названием «Казахстан — лишь часть решения вопроса NABUCCO»: «Казахстан не готов поставлять газ NABUCCO на этом этапе, но Астана готова рассмотреть поддержку газового трубопровода в Австрию, так как бывшая советская республика разрабатывает свои газовые ресурсы, и если проект окажется экономически оправданным», — сказали 13 января New Europe высокопоставленные казахские официальные лица. Но вместе с тем Казахстан явно не горит желанием подписываться на этот проект. Что побывавшему в прошлом году в казахстанской столице с целью продвижения проекта NABUCCO Миреку Тополанеку, премьер-министру Чехии, дал понять наш премьер-министр Карим Масимов.

В переданной из казахстанской столицы Астаны публикации «United Press International» (UPI) под названием «Баку проявляет интерес к NABUCCO» сообщалось о готовности Азербайджана подключиться к следующему в Европу газопроводу NABUCCO, если того пожелают региональные потребители. При этом делалась ссылка на соответствующее высказывание азербайджанского посланника в Казахстане. Говорилось еще, что NABUCCO, мол, спроектирован таким образом, чтобы иметь способность переправлять ежегодно 1,1 триллиона кубических футов природного газа для европейских потребителей от поставщиков с района Каспия и со Среднего Востока. Трубопровод должен пойти из Каспийского региона через Турцию в Австрию, по маршруту через Болгарию, Румынию и Венгрию.

Политическая воля для продвижения проекта имеется, но ему не хватает фирменных обязательств от потенциальных газовых поставщиков. В своем опубликованном в том же издании New Europe интервью азербайджанский посланник в Казахстане Лятиф Гандилов сказал, что Баку может охватить этот проект, если будет существовать потребитель. Похоже, у NABUCCO есть проблемы с наличием готовых принять соответствующие обязательства не только поставщиков, но и потребителей. Лятиф Гандилов к сказанному добавил то, что Баку может поставлять для NABUCCO до 350 млрд. кубических футов газа «с возможным ростом в будущем». Проектная мощность этого газопровода должен составить, напомним, 1,1 триллиона кубических футов или 31,11 млрд. кубометров. Азербайджан же изъявляет готовность покрывать менее трети этого объема. Следовательно, нужны для признания целесообразности этого проекта еще и другие поставщики. В частности — из Каспийского же региона. Собственно, в числе этих самых потенциальных других, если не считать Россию и Иран, которые по понятным причинам вряд ли могут считаться подходящими партнерами для этого проекта, остаются лишь Туркменистан и Казахстан».

Еще более конкретно высказываются журналисты ресурса в другом обзоре: «Йэн Матиас в издании Mayer’s Special Situations отмечает следующее: «Казахстан является одним из крупнейших призов в «большой игре» за контроль над природными ресурсами. Многие из крупнейших в мире нефтяных компаний сейчас активны в Казахстане. Сегодня Казахстану принадлежит около 3 процентов мировых нефтяных запасов. Огромные пространства остается не разведанными».

Далее речь шла о том, что «Китай желал бы расширить свои нефтяные поставки из Казахстана». То, что Поднебесной приходится сильно полагаться на поставки нефти, транспортируемой через Ормузский и Малаккский (на выходе из Индийского океана) проливы, контролируемые 7-флотом США, делает уязвимой энергетическую стратегию Пекина. Получая свою нефть по сухопутному или наземному пути, Китай оказался бы менее чувствительным к возможным нефтяным блокадам. Но большой интерес по отношению к Казахстану имеет и Россия. И это, мол, делает положение вещей куда более сложным…

По сути, подобная точка зрения высказывается со стороны западных наблюдателей не впервые. Среди них превалирует мнение о том, что потенциально наиболее сильными конкурентами в «большой игре» за контроль над Центральной Азией являются Россия и Китай. Так, считающееся «теневым ЦРУ» агентство Stratfor в своей публикации «China: Central Asian Rumbles» от 31 августа 2007 года утверждало, что «Россия пробуждается перед лицом опасности и начинает предпринимать контрмеры, развертывая сцену для обширного китайско-российского конфликта в Центральной Азии». Побудило его авторов к приходу к такому выводу начавшееся тогда еще и завершенное в прошлом году строительство газопровода из Туркменистана в Китай по территории Узбекистана и Казахстана. «Только один из них — Россия или Китай — может располагать природным газом Центральной Азии, и кто бы ни контролировал этот газ, он в конечном итоге будет контролировать регион», — такое заключение вывели они тогда из рассматривавшейся ситуации.

Но сами китайцы видят своими главными геостратегическими конкурентами в Центральной Азии вовсе не россиян, а американцев. Вот что писал в своей публикации «La Chine s’inquiete d’une poussee americaine en Asie Centrale» по этому поводу почти восемь лет тому назад, 27 сентября 2001 года, Фредерик Бобен, корреспондент французской газеты «Le Monde» в Пекине: «Если верить некоторым китайским аналитикам, американская стратегия предполагает отторжение от Китая его западных окраин — Тибета и Синьцзяна — с целью возведения барьера в виде «мини-государств», отрезающего его от углеводородных богатств Центральной Азии».

Примерно такая же точка зрения излагалась позднее, по следам прошлогодних событий в Урумчи, в опубликованной 16 июля 2009 года большой аналитической статье «Is Washington playing a deeper game with China?» из «China Daily». Примечательно уже одно только само его название: «Играет ли Вашингтон углубленную игру с Китаем?». В Пекине полагают, что вовсе не россияне, а именно американцы готовы всячески препятствовать усилиям китайцев по получению доступа к нефтегазовым богатствам центрально-азиатских государств, и прежде всего — Казахстана.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *