Вопрос создания газотранспортного консорциума практически уже решен и в Брюсселе, и в Вашингтоне

«Нефть России»: Думаю, что вопрос создания газотранспортного консорциума практически уже решен и в Брюсселе, и в Вашингтоне, — сообщил «Версиям» президент Центра системного анализа и планирования Ростислав Ищенко. — Благодаря «успешному» правлению Виктора Ющенко европейцы и американцы давно уже переориентировались с Украины на Россию и дружат с Москвой через нашу голову. Поэтому уже Украина, а не Германия рискует оказаться за столом, за которым кто-то обедал. Необходимо адекватно оценивать свои шансы, не надувать щеки, а пытаться сохранить хотя бы видимость равноправного партнерства. Ведь сегодня мы по отношению к ЕС, России и США выступаем в качестве просителей. А просим мы — ни много ни мало — спасти украинскую государственность, поскольку у нас нет денег для ее финансирования. И в качестве одного из, так сказать, кусочков нашей государственности мы еще просим спасти газотранспортную систему, которую не в состоянии уберечь от развала за свои средства. Один из способов спасения ГТС — создание консорциума.

Понятно, что основная финансовая нагрузка в консорциуме ложится на Российскую Федерацию и Европейский Союз. А Украина хочет еще получить с этого дела какие-то сливки в виде повышения ставок на транзит, снижения цен на газ и так далее. Но когда мы выступаем в роли просителя, то выдвигать некие заоблачные требования не приходится. Для нас было бы очень хорошо, чтобы Украину посадили за стол переговоров в качестве формально равноправного партнера и сказали: посмотрите, какие хорошие документы подготовлены, есть ли возражения, замечания? Нет? Так давайте их подпишем перед телекамерами, пожмем друг другу руки и начнем работать.

Европа очень устала от перманентных украинских скандалов. Устала от того, что оплаченный ею газ куда-то испаряется, заслонки на границе перекрываются, поскольку Украина недовольна то одним, то другим контрактом, которые сама же и подписывала. В результате европейцы начали разговаривать с русскими. Стали принимать активное участие в реализации проектов, которые раньше не поддерживали. Я имею в виду «Северный» и «Южный» потоки. Они совместными усилиями додавили недовольных прибалтов, не очень радующихся шведов и финнов. Заставили их согласиться на прокладку газовой трубы через Балтийское море. Итальянцы посодействовали прокладке трубы через Черное море. Фактически все основные вопросы, связанные с этими проектами, решены. И украинская труба волнует их только как один из возможных маршрутов поставок газа. Поэтому, как говорится, сейчас не до жиру — быть бы живу. Украинским представителям необходимо добиться сохранения хотя бы существующих объемов транзита газа при условии вступления в строй альтернативных маршрутов. Кроме того, мы не знаем, как долго еще продлится финансово-экономический кризис, когда опять начнет расти потребление газа Евросоюзом. Именно данная проблема должна быть одной из основных в ходе переговоров по созданию газотранспортного консорциума. Все остальные идеологические фетиши необходимо отбросить в сторону ввиду их полной ненадобности и даже вредности. Ведь если бы сказки о национальном богатстве в виде газовой трубы соответствовали действительности хотя бы на 0,1%, то лучшим руководителем газотранспортной отрасли был бы Алексей Ивченко, — передает www.newsland.ru.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *