Монреаль. Энергетические конференции в регионе Каспийского моря в последние годы сменяют друг друга с такой головокружительной скоростью, что некоторые представители отрасли и правительственные чиновники перестали относиться к ним серьезно. Правда, иногда сами организаторы получают от них больше пользы, если принимать во внимание резко возросшие сборы за участие. Тем не менее, проходящая в настоящий момент Международная конференция и нефтегазовая выставка, судя по всему, может стать исключением их этого правила. Эта семнадцатая по счету из серии подобных конференций и пройдет она в Баку.
Не вызывает особого удивления то обстоятельство, что всеобщее внимание в настоящее время приковано к намеченному на ближайшие дни подписанию азербайджано-турецких соглашений, подготавливающих почву для строительства трубопровода Nabucco, по которому газ должен транспортироваться до расположенного в Австрии транзитного узла Баумгартен (Baumgarten).
Проект Nabucco, долгое время считавшийся весьма отдаленной перспективой ввиду отсутствия законтрактованных для транзита объемов природного газа, в последние месяцы и особенно в последние недели стал рассматриваться как весьма вероятный фаворит. Его критики никак не могли взять в толк, что изначальное отсутствие такого рода контрактов обусловлено новыми административными нормами Евросоюза, которые предписывают обеспечение открытого доступа для такого рода энергетического транзита. Это нормы включены в Межправительственное соглашение по трубопроводу Nabucco. Оно было подписано и ратифицировано теми государствами, по территории которых планируется его проложить.
По данным из азербайджанских источников, подписание этих документов, которое должно было состояться в прошлом месяце, было отложено, так как другая энергетическая конференция через несколько дней состоится в Анкаре, и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган хочет сделать это подписание ее центральным событием. Однако появились определенные указания на то, что некоторые детали специальной формулы цены азербайджанского газа для Турции требуют дальнейшей проработки. Эти положения, которые должны быть зафиксированы в отдельном от общего соглашения документе, будут обсуждаться во время визита в Баку представителей турецкой компании BOTAS.
Предполагается, что цена будет индексироваться в соответствии с рыночной ценой с одной стороны и увеличением пропускной способности трубопровода — с другой. Сделка, которая готовится к подписанию в Анкаре, — это общее рамочное соглашение, реализация которого потребует нескольких месяцев. За это время контракты между участвующими компаниями с обеих сторон должны быть составлены, проверены и подписаны. Можно ожидать появления комментариев в прессе, в которых будут предприняты попытки представить это обстоятельство как недостаток, а также как еще одну угрозу реализации согласованных условий, однако все это просто обычная бизнес-практика в этой отрасти и в этом регионе.
В этой связи Вольфганг Шпоррер (Wolfgang Sporrer) — менеджер каспийского региона австрийской энергетической компании OMV, которая является одним из главных участников проекта, — заметил, что азербайджанский газ может перекачиваться транзитом через территорию Турции по трубопроводу Nabucco даже при отсутствии двусторонних договоренностей, так как Межправительственное соглашение по Nabucco, ратифицированное турецким парламентом, уже регулирует этот транзит. Эрдоган недавно публично подтвердил, что иракский газ будет транспортироваться по трубопроводу Nabucco, и теперь он, кажется, уже не так сильно настаивает на участии в этом проекте Ирана.
Шпоррер также подчеркнул, что транспортировку природного газа можно будет начать в 2014 году, даже если вторая очередь месторождения «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспийского моря будет запущена только в 2016 или 2018 году, а именно такие сроки недавно назвали азербайджанские официальные лица. Вот почему запланированная мощность трубопровода Nabucco в 31 миллиард кубических метров в год не будет сразу же достигнута, и делается это для того, чтобы можно было подключить к нему другие, в том числе и иракские месторождения. Компания OMV, например, ведет разведку месторождений природного газа на территории, находящейся под контролем Регионального правительства Курдистана на севере Ирака.
Шпоррер добавляет: «Мы ведем переговоры с Туркменистаном и мы надеемся, что он готов поставлять газ в Европу по трубопроводу Nabucco». Недавнее решение Туркменистана об использовании своих собственных ресурсов для ремонта и модернизации восточно-западного трубопровода, проходящего по южной части страны, воспринимается многими наблюдателями как сигнал, свидетельствующий именно об этом.
Одним из условий участия российских компании в этом проекте является прерогатива «первого выбора» (first refusal) относительно покупки природного газа, транспортируемого по этому трубопроводу.
Позднее в этом месяце смешанная делегация министерского уровня из Баку посетит Брюссель для обсуждения с чиновниками Евросоюза юридических, технических и коммерческих аспектов транскаспийского проекта, включая возможность строительства транскаспийского газопровода из Туркменистана. Этот проект также включает в себя Казахстано-Каспийскую транспортную систему, которая будет проложена вдоль восточного побережья Каспийского моря для транспортировки нефти из крупного Кашаганского месторождения от Эскене до Курыка (около Актау) для последующей транспортировки в Азербайджан и закачки ее в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), который проходит через территорию Грузии к средиземноморскому побережью Турции.
В связи с этим Азербайджан, как ожидается, должен вскоре объявить об увеличении подтвержденных запасов на шельфовом месторождении, с которого нефть поставляется в трубопровод BTC. Первоначально он был рассчитан на перекачивание 1 миллиона баррелей сырой нефти в день, однако, благодаря техническим нововведениям, в настоящее время по нему транспортируется 1,2 миллиона баррелей и, скорее всего, это количество может быть увеличено в будущем за счет дальнейшего совершенствования трубопровода.
Роберт Катлер получил образование в Мичиганском технологическом университете, он занимался исследовательской работой и преподавал в университетах в Соединенных Штатах, Канаде, Франции, Швейцарии и России. В настоящий момент он является старшим научным сотрудником Института европейских, российских и евразийских исследований Карлтонского университета (Carleton University) в Канаде. Он также в частном порядке занимается консультированием в различных областях.
Оригинал публикации: Nabucco spurs Caspian projects
Переод: ИноСМИ
Комментарии