Армения-Иран: десятилетие потерянных возможностей

В настоящее время армяно-иранские отношения представляют собой склад нереализованных возможностей. Приведем несколько ярких примеров.

Около двух десятилетий в подвешенном состоянии остается стратегический проект строительства железной дороги между Арменией и Ираном, осуществление которого не только прорвало бы блокаду нашей страны, но и превратило бы ее в важный коммуникационный узел, связав черноморское побережье с Персидским заливом, соединяясь с рынками Индии и Китая. Это в корне трансформировало бы нынешнюю деградацию экономики Армении с роли сырьевого придатка и сервисной марионетки к цели восстановления национальной промышленности, причем отечественные продукты химической и электротехнической отраслей нашли бы устойчивый рынок сбыта на Ближнем Востоке.

Реализация этого проекта, жизненно важного для национальной безопасности и экономического развития Армении, годами откладывается из-за уязвимости и полной зависимости нынешних властей от внешнего давления.

Другой пример – построенный, но не задействованный до сих пор газопровод из Ирана, диаметр которого был уменьшен вдвое против запланированного, наперекор нашим национальным интересам, чтобы он не мог вывести страну из односторонней энергетической зависимости.

Таким же упущенным шансом следует признать эпопею с 5-м энергоблоком Разданской ТЭЦ, когда Иран в свое время предлагал завершить его строительство за счет выгодного кредита, оплата которога производилась бы выработанным электричеством, а сам энергоблок в результате оставался бы собственностью Армении. Но вместо этого правительство предпочло передать этот стратегический объект в собственность России, причем по цене в два с лишним раза ниже.

Точно так же и по тем же причинам откладывается стротельство совместно-армяно-иранского нефтеперерабатывающего завода в Мегри, так как власти Армении, раболепствующие и зависимые от всех, кроме собственного народа, оказываются не в состоянии противостоять иностранному политическому давлению, а в результате национальные интересы и экономическая выгода приносятся в жертву личным интересам правящего клана.

Вспомним, что прошедшие полтора десятилетия ознаменовались тотальной распродажей и уничтожением национальной промышленности, на смену которой пришел спекулятивный товарообмен, контролируемый несколькими монополистами под покровительством правящего режима.

Последний пример относится не к промышленным и энергетическим проектам, бездарно проваливаемым из-за несамостоятельности и безхребетности правительства Армении, а к области сельского хозяйства.

Недавно правительство ИРИ осуществило поставки двух десятков хлебоуборочных комбайнов для Нагорного Карабаха со значительными скидками, предложив при этом официальные контакты с властями НКР. Однако, с благодарностью приняв иранскую помощь, официальный Степанакерт до сих пор не откликнулся на политическую часть предложений Тегерана. Вероятно, здесь проявляется влияние «страусиной политики» ереванских властей и ее ре-экспорт в НКР, при этом упускается возможность прорвать политическую блокаду Карабаха.

Армяно-иранские отношения особенно важны в контексте международных санкций против Ирана и угрозы военного нападения. Армения имеет уникальную возможность и даже обязанность не присоединяться к антииранскому фронту, а сохранять и развивать коммуникационные, энергетические и технологические связи с ИРИ. Это наше право основано на реалиях десятилетиями осуществляемой блокады Армении, с молчаливого согласия международного сообщества, что не оставляет нам политической и экономической альтернативы.

Кроме того, обостряющаяся в последнее время напряженность вокруг Карабаха и Нахиджевана создает еще одно поле взаимодействия национальных интересов Армении и Ирана – принцип недопустимости присутствия иностранных вооруженных сил в регионе, котторый одинаково важен и для Армении, и для НКР, и для ИРИ.

Конечно, такая позиция требует политического мужества и армяноцентризма, что отсутствует у нынешних властей страны, беспредельно зависимых от иностранных сил и противостоящих собственному народу. Это еще раз подчеркивает необходимость освобождения от диктатуры и установления народного и демократического управления в Армении, без которого невозможно осуществление внешней политики, основанной на принципах национальных интересов, экономического развития и социальной справедливости. Без этого невозможен мир и добрососедское сосуществование в регионе.

NEWS.am

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *