Средняя стоимость строительства новейшего регазификационного терминала производственной мощностью в 9 — 12 млрд куб. м в год составляет сегодня $700 — 800 млн и ежегодно снижается. Срок постройки — 2 — 4 года. Не одна и не две европейские, японские и американские компании готовы выполнить такой заказ «под ключ». Сегодня цена, по которой тот же Катар поставляет свой газ на европейский енотовый рынок, — от $90 до $115 за тыс. куб. м. Экономия, таким образом, только в 2010 году составила бы для Украины около $3,3 млрд, для Белоруссии — почти $ 1,0 млрд. Парадоксально, но проект мог бы окупиться уже в первый год после запуска в строй. Если бы президент Ющенко начал соответствующие работы в 2006 — 2007 годах, сегодня в Николаеве или Ильичевске могли бы стоять терминалы, делающие «Газпром» куда более договороспособным. Терминалы, которые снизили бы затраты украинского бюджета на покупку газа как минимум наполовину. Аналогичная конструкция легко могла бы появиться в Клайпеде, решив проблемы Белоруссии и стран Балтии.
За последние шесть лет страны Европейского союза, на словах большие друзья российского «Газпрома», ввели в своих портах девять новых регазификационных установок суммарной мощностью в 130 млрд куб. м в год. Они появились во многих странах — но почему-то не там, где градус конфликта с Россией оказывался наибольшим. Что помешало странам Балтии, Белоруссии и России изменить сам принцип газовой игры? Желание совместно освоить транзитные платежи? Попытки увязать политику и экономику? Или банальная недальновидность и недооценка рынка сжиженного газа — та же, что и на улице Наметкина? Ответа на этот вопрос у меня нет. Но нет и сомнения в том, что именно такое решение рано или поздно будет выбрано странами бывшего Восточного блока, так как в нынешних условиях оно представляется уже не одним из многих, а единственно разумным.
Об этом в «Известиях» пишет Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества
Источник: «Нефть России»
Комментарии